Г.С. Батищев трактовал общение как «установление и обновляющееся становление глубинной универсальной общности между субъектом и всеми другими» [16. С. 194]. «С философской точки зрения, пишет В.М. Соковнин, общение это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания» [191]. И.А. Ильяева считает общение понятием интегральным и даст ему следующее определение: общение есть способ включения человека в конкретно-исторические, общественные, социальные, межличностные отношения, связанные с субъективизацией их посредством проявления свойств человека как субъекта деятельности, как личности, исполняющей определенные социальные роли, и как индивидуальности, включающейся в жизнь социума неповторимым образом и вносящим в нее свой вклад [85. С.26]. Другими словами «общение представляет собой факт взаимодействия лю дей, в котором они приобретают качества субъектности, личности и индивидуальности, как степени «окультуривания» человека [85. С.ЗО]. Данное определение опирается на достигнутые результаты современного конкретно-научного, историко-культурологического и философского знания об общении и наиболее полно раскрывает данное понятие. Общефилософская концепция определила формирование других научных концепций и, прежде всего, социалыю-психологической. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. В психологических исследованиях в определении понятия общения и его сущностных характеристик нет общепризнанного суждения, общение характеризуется в них в разных аспектах и с разной полнотой. В психологическом словаре общение определяется как: сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятелыю17 |
необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности" (208, с.447). Г.С,Батищев трактовал общение как " установление и обновляющееся становление глубинной универсальной общности между субъектом и всеми другими" (14, с.194). Рассматривая проблему общения в историческом материализме, Ю.Д.Прилюк определяет общение как необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека, один из фундаментальных признаков общества (145,с.8), информационный механизм социального взаимодействия (организации, деятельности, развития общественных отношений, идеологического процесса, творчества и т.д. (145, с.188). "С философской точки зрения, пишет В.М.Соковнин, общение это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания". Таким образом, общение определяется также через такие понятия как "коммуникация", "знак", "взаимопонимание", "деятельность", "отношения", включая общение в структуру общественных отношений (161). В учебном пособии по логике В.Ф.Берков определяет общение как "осуществляемое с помощью знаковых средств взаимодействие людей, которое вызвано их потребностями и совместной деятельностью (19, с.262). Определения Г.С.Батищева, В.Ф.Беркова и Ю.Д.Прилюка объединены идеей общности, социальности субъектов, их взаимодействием в процессе организации деятельности, что ещё раз подтверждает общественный характер феномена общения, необходимость рассмотрения его как одного их всеобщих условий формирования и развития общества и личности. И.А.Ильяева считает общение понятием интегральным и дает ему следующее определение: общение есть способ включения человека в конкретно-исторические, общественные, социальные, межличностные отношения, связанные е субъективизацией их посредством проявления свойств 18 человека как субъекта деятельности, как личности, исполняющей определенные социальные роли, и как индивидуальности, включающейся в жизнь социума неповторимым образом и вносящей в нее свой вклад (71, с.26). Другими словами "общение представляет собой факт взаимодействия людей, в котором они приобретают качества субъектности, личностности и индивидуальности, как ступени "окультуривания" человека (71, с.ЗО). Данное определение опирается на достигнутые результаты современного конкретно-научного, историко-культурологического и философского знания об общении и наиболее полно раскрывает данное понятие. Общефилософская концепция определила формирование других научных концепций и, прежде всего, социально-психологической. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. В психологических исследованиях в определении понятия общение и его сущностных характеристик не существует единого общепризнанного суждения, причем общение характеризуется в них в разных аспектах и с разной полнотой. В психологическом словаре общение определяется как 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера (201, с.244). А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми (25, с.12). Позиция Л.А.Бодалева стала для многих психологов определяющей в ■фактовке понятия "общение". Общение трактуется как "тип внутривидовых и межвидовых контактов, характеризующийся тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами 19 |