Проверяемый текст
Сирик, Сергей Николаевич; Белое движение на Юге России: от добровольчества к южно-российской государственности (1917 - 1920 гг.) (Диссертация 2007)
[стр. 113]

областях.
Данная особенность нашла свое, выражение и в практике общественного и государственного строительства в регионе, осуществляемого казачьими самостийниками.

Так, Временное Положение об управлении Кубанским Краем в 1919 г.
предусматривало следующие пункты:
«..Крестьянское население Области, Войсковой Круг мыслит как полноправный в гражданском и политическом отношении элемент, и озабочен вопросом об обеспечении его права на участие в самоуправлении и законодательстве».209 В целом, каждая из представленных в казачьих областях социальных групп выполняла свои социальные, определенные внутрисоциумные функции, спектр которых формировался па протяжении предшествующей истории региона.
Функциональное разделение достаточно эффективно сказывалось в периоды,
предшествующие кризисному, на общей устойчивости социальных отношений и придавала социуму стабильность, необходимую для его дальнейшего развития в политической, социокультурной, экономической и иных сферах жизнедеятельности, что, разумеется, не исключало определенных конфликтов и столкновений, не угрожавших, однако, стабильности политического существования.
С возникновением кризисных тенденций в развитии
казачьих областей, ставших следствием общесистемного кризиса, положение в социальной структуре социума, и в его внешнем окружении, кардинальным образом изменяется.
Помимо нарастания традиционных социальных противоречий экономического и политического характера, принимающих, в данный отрезок исторического времени, характер острых затяжных конфликтов, появляются противоречия национального, этнического
свойства, идет борьба за доминирующее положение в системе общественных связей, за усиление влияния гой или иной ~ v>Харламов В .А .
Казачий депутат Гос.
Думы.
СП б., 1995.

С.1Ф1.
[стр. 150]

вспыхнула в других местах.
Борьба велась дольше всего там, где она началась, ранее всего, на Юге...»,328 специфическая роль региона наиболее ярко проявилась в период всеобъемлющей вооруженной конфронтации, гражданской войны в России.
Так В.
И.
Ленин писал в декабре 1918 г., характеризуя значение данного региона для «новой» России: «...ничего на запад, немного на восток, все (почти) на юг».329 Важной особенностью Юга России являлась национальная дифференциация, имевшая свои отличительные черты.
Каждая из представленных на Юге России этнических групп выполняла свои социальные, определенные внутрисоциумные функции, спектр которых формировался на протяжении предшествующей истории региона.
Функциональное разделение достаточно эффективно сказывалось в периоды
регионального развития, предшествующие кризисному, на общей устойчивости социальных отношений и придавала социуму устойчивость, необходимую для его дальнейшего развития в политической, социокультурной, экономической и иных сферах жизнедеятельности, что, разумеется, не исключало национальных конфликтов и столкновений, не угрожавших, однако, стабильности политического существования.
С возникновением кризисных тенденций в развитии
региона, ставших следствием общесистемного кризиса, положение в национальной структуре южно-российского социума, и в его внешнем окружении, кардинальным образом изменяется.
Помимо нарастания традиционных социальных противоречий экономического и политического характера, принимающих, в данный отрезок исторического времени, характер острых затяжных конфликтов, появляются противоречия национального, этнического
характера, идет борьба за доминирующее положение в системе общественных связей, за усиление влияния той или иной этнической группы, в пределах регионального социума.
150 3'8фон Лампе А.Л.
Причины неудачного выступления белых.
М., 1991.
С.
14.
129В.И.
Ленин.
Поли.
собр.
соч.
T.50.
С.221.


[стр.,158]

политической и социальной жизни, как замкнутой сословной группы, имеющей свои специфические интересы, но и в то же время поддерживать тот достаточно хрупкий национальный и этнический баланс который установился на российском Юге.
Данная особенность нашла свое, выражение и в практике общественного и государственного строительства в регионе, осуществляемого казачьими самостийниками.

'Гак, Временное Положение об управлении Кубанским Краем в 1919 г.
предусматривало следующие пункты:
«1.
Все граждане Кубанского Края равны перед законом...
Все Российские граждане пользуются в Кубанском Крае защитою закона на общих с гражданами Кубанского Края основаниях.
2.
Все граждане пользуются свободой совести.
Никто не может быть преследуем за религиозные убеждения, и никто не может пользоваться привилегиями на вероисповедных основаниях».346 В данном контексте, уравнение политических и гражданских прав крестьянства и казачества, Войсковой Круг Донской Области определял как одну из важнейших задач своей деятельности: «..Крестьянское население Области, Войсковой Круг мыслит как полноправный в гражданском и политическом отношении элемент, и озабочен вопросом об обеспечении его нрава на участие в самоуправлении и 347 законодательстве».
Таким образом, в этнополитической картине южно-российского социума, присутствовали как объединительные, универсалистские тенденции, направленные на соединение и взаимодействие различных национальных групп и сил, преодоление этнической дифференциации, так и тенденции, имевшие прямо противоположенную направленность, выражающие стремление к дальнейшему углублению национального и этнического раскола, замкнутой корпоративности.
Дело осложнялось тем, что российский юг, в силу своих специфических особенностей (важнейшими из которых являются: позднее его вхождение в 158 116ГАКК.
Ф.
Р -1542.
Оп.1.
Д.63.
Л.
1б.
^1?Харламов В.А.
Казачий депутат Гос.
Думы.
СПб..
1995.

С.144.

[Back]