Проверяемый текст
Сирик, Сергей Николаевич; Белое движение на Юге России: от добровольчества к южно-российской государственности (1917 - 1920 гг.) (Диссертация 2007)
[стр. 117]

] 17 В представлении казачьих самостийников, казачество, как лучшая, особая часть населения Юга, не только способно в рамках созданных форм самоуправления и автономии решить стоящие перед ним проблемы па кризисном этапе историческою развития, по и вывести его на новую ступень социальной и политической организации: «Большевизму, атаман противопоставлял шовинизм, интернационалу яркий национализм.
За веру и Родину что может быть выше этого
девиза!»218 I оворя о стремлении казачества обособиться и создать собственную этническую модель государственной, и общественной жизни отмечал в своих письмах генералу Алексееву генерал Деиикии.219Конечной же целью самого возглавляемого им Белого движения на Юге России было восстановление Российского государства на всем пространстве бывшей Российской империи.
И здесь цели Белого движения и казачьих самостийников начинали расходиться.
Казачьи лидеры стремились к самостоятельности, белые добровольцы к Воссозданию Единой России.
Так, в циркуляре Ставропольского Военного губернатора от 22 февраля 1919 г.
говорится: «Нужно помнить, что в данное время, не только выполняется текущая работа, по идет вновь созидание будущей Великой России, почему необходимо всем приложить
нее свои силы знания и время па эту работу с тем, чтобы таковая всегда исполнялась без всякого промедления и в должном порядке».220 Участники Белого движения исходили в своей политической деятельности из 'того, что «Россия должна быть Единой.
Всем сепаратным стремлениям должен быть положен
221 конец».
Однако, такой подход не разделяли деятели местных государственных образований возникших на территории Белого Юга, они
318 Трагедия казачества.
М ..
1994, С .121.
21>Там зк«.
320 Г Л С К .
Ф .134.
О п.1.
Д.З.
JI.36.
321 Драма истории.// Родина.
Ха 6.
1990.
С.
12.
[стр. 148]

офицеров и кабардинской интеллигенции спасли ингуши от большевиков, хотя им и пришлось много бороться с народными комиссарами».321 Вместе с тем, указанный процесс формирования общности целей и интересов в борьбе с большевизмом, направлений политической активности, происходил с учетом определенных особенностей, отражающих различные стороны существования тех или иных общественных групп, в рамках различных народностей региона, общую этнокультурную специфику того или иного этноса.
«История революционного движения среди горских народов не сложна.
Верные своим адатам и религиозным воззрениям...
горцы заражались очень медленно и исключительно практическим большевизмом».322 Аналитики Добровольческой армии, а позже Вооруженных сил на Юге России отмечали, что «лозунги социализма встречали в некоторых горских племенах весьма благоприятную почву.
Дело в том, что, например, чеченцы и ингуши во всей своей истории совершенно не знали, что такое сословия, и только в самые последние десятилетия они познакомились со своей буржуазией.
Поэтому, идеи равенства среди них прививаются очень легко».323 Наряду с этим, указывалось, что значительную роль, в оценке своей принадлежности к тому или иному общественно-политическому течению в регионе, играли традиционные религиозно культурные предпочтения горского населения.
Так, например, «в Осетии, народ поделился на две группы по принципу вероисповедания.
Православные осетины примкнули к большевикам, магометане...
выступали против них».324 Конечной же целью Белого движения на Юге России было восстановление Российского государства на всем пространстве бывшей Российской империи.
Так, в циркуляре Ставропольского Военного губернатора от 22 февраля 1919 г.
говорится: «Нужно помнить, что в данное время, не только выполняется текущая работа, по идет вновь созидание будущей Великой России, почему необходимо всем приложить
все свои силы 521 ГЛРФ.
Ф.446.
Оп.2.
Д.31.Л.100.
322 ГЛРФ.
Ф.446.
Оп.2.
Д31.Л.131.
323 ГЛРО.
Ф.
Р -2599.
On.
1.
Д.26.
Л.55.
334 ГЛРФ.
Ф.446.
Оп.2.
Д.31.
J1.I33.
148

[стр.,149]

знания и время на эту работу с тем, чтобы таковая всегда исполнялась без всякого промедления и в должном порядке».325 Участники Белого движения исходили в своей политической деятельности из того, что «Россия должна 326 быть Единой.
Всем сепаратным стремлениям должен быть положен
конец».
Однако, такой подход не разделяли деятели местных государственных образований возникших на территории Белого Юга, они
пытались найти собственные формы государственной жизни альтернативные тем, которые пропагандировали деникинцы.
Причем это было характерно как для горских этнических государственных образований на Юге России, так и для казачьих.
Так, например, на Дону «..По изгнании большевиков из Новочеркасска вновь собрался в нем казачий Войсковой Круг «Круг Спасения Дона»...
Круг Спасения Дона не искал иноземных образцов —не стремился под названием атамана установить должность председателя правительства или президента республики, а вернулся к родной старине и предоставил донскому атаману ту власть, какой обладали некогда его славные предшественники, сплотившие и возвеличившие войско Донское.
В представлении донскому атаману всей полноты власти некоторые видели опасное новшество, но в этом новшестве славная донская старина слышится, та старина, которая создала силу и мощь Всевеликого войска Донского...
Только на этом пути —пути твердой власти возможно воссоздание Всевеликого войска Донского в его полной мощи и славе, а не на пути митингований, уговариваний и безнаказанности ослушников».327 Политические интересы также определяли направления развития этнического противостояния в регионе.
Смена ориентиров этно-политического развития была обусловлена той ситуацией, сложившейся на Юге России в 1917-1920 гг., когда под влиянием факторов внешнего порядка, он превратился в один из важнейших очагов гражданского противостояния: «...вооруженная борьба зародилась сначала на южной окраине России, и лишь потом 149 325 ГЛСК.
Ф.134.
О п .1 .
д.з.
л.36.
326 Д р а м а истории.//Р оди н а.
Кг 6.
1990.
С.12.
327 ГЛКК.
Ф.
Р 411.
Оп.2.
Д.369.
Л.71.


[стр.,155]

губернии составляют Кавказ.
В числе 3 200 ООО чел.
жителей, 1 400 ООО чел.
339 составляет казачество, показавшее свою сплоченность во всем».
В соответствии с данными представлениями казачество должно было доминировать, и в данный момент исторического времени, поскольку оно имеет все права на подобное исключительное национально-эническое положение.
В представлении казачьих самостийников, казачество, как лучшая, особая часть
южно-российского социума, не только способно решить стоящие перед ним проблемы на кризисном этапе исторического развития, но и вывести его на новую ступень социальной и политической организации: «Большевизму, атаман противопоставлял шовинизм, интернационалу яркий национализм.
Ездя по станицам и полкам, атаман везде говорил одно: «Любите свою великую полную славы Родину —Тихий Дон и мать нашу Россию! За веру и Родину что может быть выше этого девиза!»340 Говоря о стремлении казачества обособиться и создать собственную этническую модель государственной и общественной жизни генерал Деникин в своем письме генералу Алексееву отмечал: «наличие в политической среде региона неопределенного процесса самообразования, естественно продолжающегося периода благоприятного для возникновения новых политических комбинаций...
кристаллизации обратной дифференциации общественных групп».341 Вместе с тем и самими казаками и добровольцами этническая, сепаратистская активность казачьего населения, в данный период, не могла рассматриваться как определенная и стабильная, имеющая четкую идеологическую направленность, а напротив, воспринималась, как непродолжительная и постоянно меняющая проявления.
Обращал на это внимание и в противоположенном военно-политическом лагере, указывая на беспричинные метания казаков из одной крайности в другую.
Так, например, 350ГАКК.
Ф.Р 6.
On.
I.
Д.
14.
Л.4.
340Трагедия казачества.
М., 1994.
С.
121.
341Там же.
155

[Back]