Проверяемый текст
Сирик, Сергей Николаевич; Белое движение на Юге России: от добровольчества к южно-российской государственности (1917 - 1920 гг.) (Диссертация 2007)
[стр. 33]

33 Первоначальные нормы наделения землей колебались в размерах от 16 до 30 десятин па мужскую душу, но в дальнейшем, благодаря захвату земель в собственность и увеличению численности казачества, паевое довольствие значительно сократилось.
Так, на душу мужского войскового сословия накануне революции приходилось в среднем 10,4 десятин, а колебалась величина пая от 9,3 до 15,6 десятин.
Необходимо
отмстить, что среди казачьих войск Российской империи это был один из самых маленьких наделов.4* Если принять во внимание чаще всего высокие качества земли и величину пая, то казачество в смысле наделения землей находилось в неизмеримо лучших условиях, нежели крестьянство Европейской части России.
На территории Донской и Кубанской областей процесс социальноимущественного расслоения развивался в отличие от других территорий российского Юга не столь быстрыми темпами.
Основной причиной этого отличия стала сравнительно невысокая доля беднейших слоев, к которым относились малоземельные и безземельные иногородние крестьяне около 20 %.
Основания для недовольства существующими порядками на территории
казачьих областей у беднейших слоев были, но открыто выражать их они пе решались ввиду наличия в регионе военно-служивого сословия — казачества, а также своей малочисленпости и разнородности.
Учитывая, что в производственной сфере сельскохозяйственные отношения доминировали и являлись практически единственным источником существования, определяющее значение для казачества имело состояние аграрного сектора.
Так, например, в северных донских округах по данным за 1910 г., земля распределялась по округам таким образом44: 43 Очерки истории Кубани с древнейших иремек по 1920 г .
: Под общ.
ред.
6.Н .
Ратуишяка.
Краснодар, 1996.
С.
398.
Памятная книжка Области войска Донского на 1910 г.
! Под ред.
В.
И.
Дементьева.
Новочеркасск: 15 Иг, 1910.
С.
12-13,
[стр. 45]

по размеру полос.
Одна из них отводилась под толоку, другая — под сенокос, остальные — под пахоту.
Пахотная и сенокосная земля разделялась на паевые участки, которые распределяются по жребию.
Во многих станицах при этом жребий вытягивался не отдельными лицами, а целой группой, объединенной по соседскому признаку.
Затем группа внутри себя уже распределяла полученные участки.
Впрочем, в последние годы перед революцией в станицах стали нарастать признаки перехода к общинному пользованию.
Причина этого явления заключалась в том, что второй тип землепользования менее истощал землю и был более выгоден для мелких хозяйств, которые не имели возможности выделять толоку и сенокос.
Таким образом, казачьи земли находились в общинном пользовании, но при этом владельцы паев могли сдавать свои паи в аренду.
Первоначальные нормы наделения землей колебались в размерах от 16 до 30 десятин
на мужскую душу, но в дальнейшем, благодаря захвату земель в собственность и увеличению численности казачества, паевое довольствие значительно сократилось.
Так, на душу мужского войскового сословия накануне революции приходилось в среднем 10,4 десятин, а колебалась величина пая от 9,3 до 15,6 десятин.
Необходимо
отметить, что среди казачьих войск Российской империи это был один из самых маленьких наделов.54 Если принять во внимание высокие качества Кубанской земли и величину пая, то казачество в смысле наделения землей находилось в неизмеримо лучших условиях, нежели крестьянство Европейской части России.
Однако положение у закубанских горцев было гораздо худшим.
В 1906 г.
у адыгов Екатеринодарского и Майкопского отделов приходилось по 6,8 десятин на 1 мужскую душу, у черкесов и карачаевцев Баталпашипского отдела — соответственно по 7,5 и 7,9 десятин, у русских же крестьянстарожилов — по 4,1 десятин.65 Совсем обездоленными в земельном 61Очерки истории Кубани с древнеиших времен по 1920 г.
/ Под общ ред.
В Н.
Ратушняка.
Краснодар, 1996 С 398 №Кубанский сборник.
Екатеринодар, 1913.Т.
18.
С.517.
45

[стр.,56]

Отрицательным моментом, вызывающим настроения недовольства, являлось то, что земельные наделы поселян не принадлежали им на правах полной собственности, что уменьшало интенсивность их обработки и снижало уровень материальной заинтересованности факторами, усиливающими экономический кризис губернии, стали вызванные войной увеличение налогообложения, нехватка рабочих рук и «усталость от войны», однако крестьяне, как и в целом по России, оставались политически лояльными к самодержавию.
На территории Кубанской области процесс социально-имущественного расслоения развивался в отличие от других территорий российского Юга не столь быстрыми темпами.
Основной причиной этого отличия стала сравнительно невысокая доля беднейших слоев, к которым относились малоземельные и безземельные иногородние крестьяне около 20 %.
Основания для недовольства существующими порядками на территории
Кубанской области у беднейших слоев были, по открыто выражать их они не решались ввиду наличия в регионе военно-служивого сословия — казачества, а также своей малочисленности и разнородности.
Кроме того, Первая мировая война на российском Юге, как и во всей России, вызвала инфляцию, дороговизну, повышенное налогообложение, но, тем не менее, в рассматриваемом регионе открытых выступлений против самодержавия не было.
Антиправительственные политические партии и движения прибывали в регионе в зачаточном эмбриональном состоянии, и сами по себе не могли структурировать определенные направления политической активности населения.
Процесс видоизменения региональной политической среды был также далек от своего завершения.
В целом политическая жизнь в регионе в предкризисный период обладала достаточной степенью стабильности и устойчивости и, только факторы внешнего порядка могли коренным образом изменить ее характер, усилить наметившийся раскол между различными группами и слоями, составляющими южно-российского социума, активизировать формы политической активности регионального населения конфронтационного плана.
56

[Back]