Проверяемый текст
Сирик, Сергей Николаевич; Белое движение на Юге России: от добровольчества к южно-российской государственности (1917 - 1920 гг.) (Диссертация 2007)
[стр. 40]

40 св о ег о п р едстав и тел я .
О н уч аств ов ал в о б с у ж д е н и и тол ьк о т е х в о п р о со в , к отор ы е касались и н о г о р о д н и х
.54 Н ачал ьн и к у о б л а сти бы л и п о д в е д о м с т в ен н ы о б л а стн о е в о и н ск о е п р и су т ст в и е, казенная палата и д р у г и е о б л а стн ы е у ч р еж д ен и я , в о л о стн ы е и аульн ы е стар ш и н ы , г о р о д с к и е дум ы и и х управы .
Февральская революция не привела к появлению на Юге России единой системы новых государственных органов.

11олитика Временного правительства не предусматривала коренной реорганизации органов власти в казачьих областях.
В марте 1917 г.
военный министр А.И.
Гучков издал приказ «о реорганизации местного
гражданскою правления казачьего населения», предусматривающий отмену всех ограничений прав казаков, не связанных с особыми условиями военной службы, и реорганизацию местного управления казачьими войсками на началах самого широкого самоуправления в соответствии с историческим прошлым казачьих войск.5 9 Следующим приказом А.И.
Гучкова на казачьи съезды возлагались обязанности по подготовке плана мероприятий по улучшению самоуправления казачества.
Однако Временное правительство следующего состава (первое коалиционное правительство) этими проблемами не занималось, хотя и пыталось заигрывать с
казачеством/0Так, например, в Кубанской области остался старый аппарат управления, и появились новые органы власти гражданские комитеты.
Им противостояли немногочисленные советы, имевшиеся в основном в городах.

1 3 советской историографии в связи с давлением политической конъюнктурь! роль советов в рассматриваемый период преувеличивалась.
i% Сенцо» А.А.
Рождение Кубани-Чсрпоморской республики (1917-— 1918): Ил истории становления советской государственности.
Краснодар, 1984.
С.
10.

i9C6opHHK указов и постановлений Временного правительства 27 февраля 5 мая 1917 г.
Петроград, 1917.
ВыпЛ.

С.
326-327.
60 Кириенко Ю.К.
Временное правительство и казачество (период мирного развития
революцииупроблемы истории казачества XVI— XX нв.
Ростов-и/Д..
1995.
С.
101.
[стр. 43]

администрация: войсковая канцелярия, атаманы станиц и отделов, а также находящиеся на Кубани вооруженные силы.
Атаманы станиц избирались станичными сборами на основании «Положения об общественном управлении станиц казачьих войск» от 3 июня 1891 г.
К выборам привлекались мужчиныдомохозяева, т.е.
главы семейств из казачьего сословия, достигшие 25 лет.
Иногородние посылали на сбор своего представителя.
Он участвовал в обсуждении только тех вопросов, которые касались иногородних.61
Начальнику области были подведомственны областное воинское присутствие, казенная палата и другие областные учреждения, волостные и аульные старшины, городские думы и их управы.
Основой экономической мощи казачества являлось землевладение.
Грамотой Екатерины И земли Кубанской области были пожалованы в вечное владение и поступили в общинное пользование казачьих обществ.
Несколькими последующими законодательными актами принцип общинности был нарушен, что положило начало частному землевладению, которое вклинивалось в организацию общинного землепользования.
Одним из таких актов, закрепляющим частную собственность на землю, стало положение от 1842 г., согласно которому устанавливалась градация, предоставляющая различным чинам казачьего войска право захвата фиксированного надела земли в частную собственность.
Для нижних чинов предусматривался надел в 30 десятин, для офицеров — до 400 десятин, для генералов — до 1500 десятин земли.62 Однако право собственности, предоставляемое этим положением, ограничивалась рядом условий, согласно которым земля фактически не выходила из границ войскового сословия.
Начало частному землевладению в полном смысле слова было положено рескриптом императора от 21 июня 1861 г.
и положением 1861 г., на основании которых семействам офицеров и казаков, изъявившим согласие переселиться в Закубанский край, были дарованы земельные участки в Екатеринодарском, Майкопском и Таманском 61 Сенцов Л.Л.
Рождение Кубано-Черкоморской республики (1917— 1918): Из истории становления советской государственности.
Краснодар, 1984.
С, 10.

‘ Ладоха Г.Очерки гражданской борьбы на Кубани.
Краснодар, 1923.
С.
12.
43

[стр.,57]

Подтверждением этому может служить тот факт, что полученное 1 марта в Екатеринодаре телеграфное сообщение о Февральской революции в столице не вызвало практически никакой общественной или политической реакции.
Население региона восприняло это событие очень спокойно: «Телеграмма была задержана начальником области генералом М.
П.
Бабичем, но через служащих почты копия ее попала к большевику В.
П.
Асаульченко и ...была оглашена...
на собрании рабочих...
внешне же городская жизнь шла по прежнему».90 После свершения революции население региона прибывало в полном неведении относительно ее целей и возможного дальнейшего развития общественно-политической ситуации.
На улицах южно-российских городов сохранялась спокойная, мирная обстановка, лишенная какого бы то ни было политического накала.
Вот как Армавирская газета «Отклики Кавказа» от 5-го марта 1917 г.
отразила настроение горожан после получения из Петрограда известия о том, что самодержавное правительство пало: «С раннего утра в городе спокойное радостное, светлое настроение.
Все со страстным нетерпением ждут телеграмм.
У редакции непрерывная смена одной толпы другой.
Везде веселое, бодрое, праздничное чувство одерживает верх.
День проходит в порядке...
Будущее России зависит от ближайших дней.
Население Армавира понимает это и светлый праздник на улицах и в домах вызывает бодрую уверенность в будущем».91 Февральская революция не привела к появлению на Юге России-единой системы новых государственных органов.
Политика Временного правительства не предусматривала коренной реорганизации органов власти в казачьих областях.
В марте 1917г.
военный министр А.И.
Гучков издал приказ о реорганизации местного
гражданского правления казачьего населения», предусматривающий отмену всех ограничений прав казаков, не связанных с особыми условиями военной службы, и реорганизацию местного управления ^ Екатеринодар Краснодар.
Два пека города в датах, событиях, воспоминаниях.
Материалы и летописи.
Краснодар, I993.C383.
51Армавирская газета «Отклики Кавказа».
5 марта.
1917.
57

[стр.,58]

казачьими войсками на началах самого широкого самоуправления в соответствии с историческим прошлым казачьих войск.92 Следующим приказом А.И.
Гучкова на казачьи съезды возлагались обязанности по подготовке плана мероприятий по улучшению самоуправления казачества.
Однако Временное правительство следующего состава (первое коалиционное правительство) этими проблемами не занималось, хотя и пыталось заигрывать с
казачеством.93 Так, например, в Кубанской области остался старый аппарат управления, и появились новые органы власти — гражданские комитеты.
Им противостояли немногочисленные советы, имевшиеся в основном в городах.

В советской историографии в связи с давлением политической конъюнктуры роль советов в рассматриваемый период преувеличивалась.
На самой же деле в 1917 г.
весь пролетариат Кубани, чьи представители составляли большинство в советах, составлял 102 тыс.
человек, половина из которых находилась в Екатеринодаре.94 Всего же пролетариат насчитывал 11,5 % от общей численности населения Кубани.95 В начале марта в состав Екатеринодарского совета, насчитывающего 9 человек, вошли сочувствующие ему 7 солдат и 5 казаков, в то время как в городской гражданский комитет входило 36 человек, причем большинство из них составляли казаки, а некоторые члены комитета являюсь и членами совета.
Гражданский комитет был создан городской думой и представлял реальную власть в городе.
Он привел к присяге городскую полицию, несмотря на противодействие некоторых членов совета.
На наш взгляд, неудачи в деятельности советов объяснялись как их слабой социальной базой в регионе, так и тем, что в составе эсеров оказалось большое количество членов партий меньшевиков и эсеров, которые 58 Сборник указом и постановлений Временного правительства 27 февраля 5 мая 1917 г.
Петроград, 1917.
Вып.

1.
С.
326—327.
Кириенко Ю.К.
Временное правительство и казачество (период мирного развития
револгоции)/Г1роблемы истории казачества XVI-—XX ви.
Ростов-н/Д„ 1995.
С.
101.
Сергее» В.Н.
Советы рабочих депутатов и казачество весной 1917 гJ Проблемы истории казачества XVI— XX пв.
Ростов н/Д, 1995.
С.
37.
>5 Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г.
/ Под общ.
ред.Ратушняка.
Краснодар, 1996.
С.
394.

[Back]