Проверяемый текст
Сирик, Сергей Николаевич; Белое движение на Юге России: от добровольчества к южно-российской государственности (1917 - 1920 гг.) (Диссертация 2007)
[стр. 46]

46 стан иц е В асю ринской испол ком бы л избран сх о до м казаков I и и н огородн и х на станичной пл ощ ади .73 Т ем не м ен ее, сословны й воп рос и пр облем а сам оуправления оставались неразреш енн ы м и.
Так, наприм ер, для вы хода из создавш егося полож ени я на К убани 19 апреля 1917 г.,
K.JI.
Бардиж созвал в Е катеринодаре 1 съ езд п р едставителей н аселенны х пунктов.
На съ езде обсуж дал ся вопрос, т есн о связанны й с сосл овн ой проблем ой: о м естном
сам оуправлении.
В ы ступивш ий с проектом организации сам оуправления эсер Н.С.
Д ол гоп ол ов предлож ил полож ить в его осн ов у сл едую щ и е принципы : гражданская ж изн ь — дел о всего населения, военная — д ел о В ойсковой Рады .
Э тот принцип получил св ое вы ражение в § 1 проекта П олож ения о врем енн ом сам оуправлении К убанской области : «К убанский обл астн ой сов ет является...
высшим органом граж дан ской власти в области ».
И дальш е: « В се сущ ествую щ и е в К убанской области учреж дения и организации военн ого ведом ства остаю тся в св ои х зак оном -указанн ы х ф орм ах и не подчиняю тся граж данским учреж ден и ям ».
И збираем ы й на оди н го д сов ет дол ж ен был состоять и з 100— 150 человек и проводить и году дв е сесси и .
О днако П ол ож ен и е устанавливало, что К убанская В ойсковая Рада сам остоятельна, и ее реш ения не утверж даю тся советом .
Э ти м , п
о'сущ еств у, перечеркивался вопрос о всесословн ом управлении.
П ервы й состав К убанского обл астн ого совета насчиты вал 135 д еп у татов, а в исполнительны й ком итет совета были избраны 2 9 человек.
И сполком состоял из 7 казаков и 7 и н огородн и х (по числу отдел ов ), 4 горцев, 1 представителя от гор одов , 8 — от казачьей Рады , 2 — от С овета рабоч их и воинских деп утатов.
О бластной исполком бы л органом , «объ един яю щ и м и согласую щ им деятельн ость всех советов отдел ов , исполком ов области и гор одски х граж данск их ком итетов и др уги х общ
ест7J Кубанский край.
1917.25 марта.
ЗОчерки истории Карачаево-Черкесии.
Ставрополь, 1972.

Т.
2.
С.
13.
[стр. 62]

исполком принял решение о кооптации представителей казачьих верхов во всесословный временный Кубанский областной исполнительный комитет.
Во главе областного исполкома стояло исполнительное бюро из пяти человек под председательством комиссара Временного правительства К.Л.
Бардижа.
Но, убедившись, что образовавшийся властный орган обладает слишком левой направленностью, Бардиж 18 марта сложил с себя эти полномочия.104 На первом же своем заседании 9 марта исполком определил свои властные полномочия.
Начальник области издал приказ о подчинении областному исполкому всех учреждений.
Областной исполком безуспешно пытался демократизировать станичную казачью администрацию и станичные сборы.
17 марта он принял решение об их перевыборах, к которым привлекались граждане обоего пола, достигшие 21 года и проживавшие па Кубани не менее одного года.
11 марта областной исполком принял решение о создании гражданских комитетов и определил их задачи.
Они состояли в охране общественного порядка, устранении продовольственных трудностей, осуществлении мероприятий Временного правительства и областного исполкома, в своевременном информировании населения, в подготовке избирательной кампании по выборам на съезд представителей Заселенных пунктов Кубани.'103 Население региона само избирало те формы, которые, по их мнению, являлись вполне демократическими для создания местных комитетов.
Например, в станице Васюринской исполком был избран сходом казаков I и иногородних на станичной площади.106 Тем не менее, сословный вопрос и проблема самоуправления оставались неразрешенными.
Так, например, для выхода из создавшегося положения на Кубани 19 апреля 1917 г.,
К.Л.
Бардиж созвал в Екатеринодаре 1 съезд представителей населенных пунктов.
На съезде обсуждался вопрос, тесно связанный с сословной проблемой: о местном
101Свободная Кубань.
1917.23 марта.
Сенцов А.А, Из истории борьбы за создание Советской власти на Кубани / Учен записки BIO'IH М 1970.
Вып.21.
Ч.
КС.
123-124.
Кубанский край.
1917.25 марта.
ЗОчерки истории Карачаево-Черкесии.
Ставрополь, 1972.
Т.
2.
С.
13.

62

[стр.,63]

самоуправлении.
Выступивший с проектом организации самоуправления эсер Н.С.
Долгополов предложил положить в его основу следующие принципы: гражданская жизнь — дело всего населения, военная — дело Войсковой Рады.
Этот принцип получил свое выражение в § 1 проекта Положения о временном самоуправлении Кубанской области: «Кубанский областной совет является...
высшим органом гражданской власти в области».
И дальше: «Все существующие в Кубанской области учреждения и организации военного ведомства остаются в своих законом указанных формах и не подчиняются гражданским учреждениям».
Избираемый на один год совет должен был состоять из 100— 150 человек и проводить и году две сессии.
Однако Положение устанавливало, что Кубанская Войсковая Рада самостоятельна, и ее решения не утверждаются советом.
Этим, по
существу, перечеркивался вопрос о всесословном управлении.
Первый состав Кубанского областного совета насчитывал 135 депутатов, а в исполнительный комитет совета были избраны 29 человек.
Исполком состоял из 7 казаков и 7 иногородних (по числу отделов), 4 горцев, 1 представителя от городов, 8 — от казачьей Рады, 2 — от Совета рабочих и воинских депутатов.
Областной исполком был органом, «объединяющим и согласующим деятельность всех советов отделов, исполкомов области и городских гражданских комитетов и других общественных
организаций направляющим и контролирующим работу всех местных учреждений в области».107 fia российском Юге представители казачьей администрации и предприниматели в старом аппарате видели инструмент сохранения прежней системы управления, а беднейшее казачество и иногородние стремились через гражданские комитеты решить ряд социальных проблем, явочным порядком присваивая себе компетенцию атаманов и других органов.
Примером может служить попытка Карачаевского гражданского национального комитета, 107Очерки истории Карачаево-Черкесии.
Ставрополь, 1972.

'Г.2.С.13.
63

[Back]