Проверяемый текст
Сирик, Сергей Николаевич; Белое движение на Юге России: от добровольчества к южно-российской государственности (1917 - 1920 гг.) (Диссертация 2007)
[стр. 47]

47 венных организаций направляющим и контролирующим работу всех местных учреждений в области».74 В казачьих областях представители казачьей администрации и предприниматели в старом аппарате видели инструмент сохранения прежней системы управления, а беднейш ее казачество и иногородние стремились через гражданские комитеты решить ряд социальных проблем, явочным порядком присваивая себе компетенцию атаманов и других органов.
Примером может служить попытка Карачаевского гражданского национального комитета,
отобрать лес у владельца Владикавказской железной дороги и требование гражданского комитета курорта Тсберда изъять поместные земли.75 Почти одновременно со съездом представителей Кубани состоялся казачий съезд — Кубанская Войсковая Рада.
Работа Рады протекала с 17 по 21 апреля 1917
г.76 Важным моментом в работе Войсковой Рады являлось обсуждение вопроса о казачьем самоуправлении, по которому было принято решение, что до следующ его очередного собрания Рады, планируемого в октябре, полномочии временного Кубанского Войскового правительства примут члены Кубанского областного исполнительного комитета в количестве семи человек, избранные на съезде представителей Кубани, а к ним добавятся еще восемь человек, избранных Радой.
По земельному вопросу Рада приняла следующие постановления: общинные земли станиц и хуторов, леса и угодья составляют общ ее достояние казачества; частновладельческиеземли, выделенные из казачьей территории путем пожалований и наград, казенные, монастырские, кровные и принадлежащие немцам-колонистам земли должны перейти в распоряжение казачества, через учредительное собрание; земли,
Очерки истории Карачаево-Черкесии.
Ставрополь, 1972.

Т.2.С.13.
7' Очерки гражданской борьбы па Кубани.
Краснодар, 192.3.
С.
38.
7*Лааоха Г.
Очерки 1раждаиской борьбы па Кубани.
Краснодар, 1923.С.38.
[стр. 63]

самоуправлении.
Выступивший с проектом организации самоуправления эсер Н.С.
Долгополов предложил положить в его основу следующие принципы: гражданская жизнь — дело всего населения, военная — дело Войсковой Рады.
Этот принцип получил свое выражение в § 1 проекта Положения о временном самоуправлении Кубанской области: «Кубанский областной совет является...
высшим органом гражданской власти в области».
И дальше: «Все существующие в Кубанской области учреждения и организации военного ведомства остаются в своих законом указанных формах и не подчиняются гражданским учреждениям».
Избираемый на один год совет должен был состоять из 100— 150 человек и проводить и году две сессии.
Однако Положение устанавливало, что Кубанская Войсковая Рада самостоятельна, и ее решения не утверждаются советом.
Этим, по существу, перечеркивался вопрос о всесословном управлении.
Первый состав Кубанского областного совета насчитывал 135 депутатов, а в исполнительный комитет совета были избраны 29 человек.
Исполком состоял из 7 казаков и 7 иногородних (по числу отделов), 4 горцев, 1 представителя от городов, 8 — от казачьей Рады, 2 — от Совета рабочих и воинских депутатов.
Областной исполком был органом, «объединяющим и согласующим деятельность всех советов отделов, исполкомов области и городских гражданских комитетов и других общественных организаций направляющим и контролирующим работу всех местных учреждений в области».107 fia российском Юге представители казачьей администрации и предприниматели в старом аппарате видели инструмент сохранения прежней системы управления, а беднейшее казачество и иногородние стремились через гражданские комитеты решить ряд социальных проблем, явочным порядком присваивая себе компетенцию атаманов и других органов.
Примером может служить попытка Карачаевского гражданского национального комитета,
107Очерки истории Карачаево-Черкесии.
Ставрополь, 1972.

'Г.2.С.13.
63

[стр.,64]

отобрать лес у владельца Владикавказской железной дороги и требование гражданского комитета курорта Теберда изъять поместные земли.108 Почти одновременно со съездом представителей Кубани состоялся казачий съезд — Кубанская Войсковая Рада.
Работа Рады протекала с 17 по 21 апреля 1917
г.109 Важным моментом в работе Войсковой Рады являлось обсуждение вопроса о казачьем самоуправлении, по которому было принято решение, что до следующего очередного собрания Рады, планируемого в октябре, полномочии временного Кубанского Войскового правительства примут члены Кубанского областного исполнительного комитета в количестве семи человек, избранные на съезде представителей Кубани, а к ним добавятся еще восемь человек, избранных Радой.
По земельному вопросу Рада приняла следующие постановления: общинные земли станиц и хуторов, леса и угодья составляют общее достояние казачества; частновладельческие земли, выделенные из казачьей территории путем пожалований и наград, казенные, монастырские, кровные и принадлежащие немцам-колонистам земли должны перейти в распоряжение казачества через учредительное собрание; земли,
принадлежащие иногородним, распоряжением Кубанской Рады оставались неприкосновенными.
На российском Юге станичные гражданские комитеты оказались менее послушными и более демократичными, чем предполагали их создатели.
В результате гражданские комитеты столкнулись с противодействием местной казачьей администрации, а если учесть, что казачество поддерживало старую администрацию, то власть гражданских комитетов становилась номинальной.
К примеру, на Кубани это заставило комиссара Временного правительства Бардижа издать приказ, в котором он разъяснял, что гражданские комитеты не являются органами власти.110 Быстро расправившись с большинством гражданских комитетов, казачья администрация начала наступление на Кубанский областной иске 27 мая 1917 г.
комиссар Временного правительства 108Очерки гражданской борьбы на Кубани.
Краснодар, 1923.
С, 38.
104Ладоха Г.
Очерки гражданской борьбы на Кубани.
Краснодар, I923.C.38.
Ладоха Г.
Очерки гражданской борьбы на Кубани.
Краснодар, I923.C.37.
64

[Back]