Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 101]

российских граждан, регистрирующих брак в иностранном государстве, допустимым является заключение брака без соблюдения правил о брачном возрасте, установленных в ст.
13 СК РФ: достижение 18 или 16 лет при снижении брачного возраста в определенных случаях.
Понятно, что такая позиция основывается на буквальном изложении коллизионных норм российского семейного законодательства.
Однако бесспорно и то, что помимо текстуального воспроизведения правил необходимо еще толкование и самих правовых норм, и в целом источника права, регламентирующего соответствующие отношения.
Вместе с тем существует и другая точка зрения по рассмотренному вопросу.
В
связи с этим Г.Ю.
Федосеева предлагает обратить внимание на такую категорию, как публичный порядок, который законодатель определяет как основу правопорядка Российской Федерации.
Эта категория известна** ' ' 4 * Л 1 V ’ ’ 4.
.
• , * правовым системам многих государств.
Публичный порядок и оговорка о публичном порядке, не позволяющая применять иностранное право, являются своего рода барьером и защитой морально-нравственных, социальных, исторических, религиозных принципов и общественных отношений, индивидуализирующих Российскую Федерацию как суверенное государство со своей экономической, социальной, политической, правовой системой и историей развития .
Рассматривая признание браков, заключаемых в иностранном государстве, через призму публичного порядка, вряд ли можно согласиться с возможностью регистрации брака для граждан
Российской Федерации, например, без согласия невесты или заключение детского брака.
Нормы, закрепляющие материальные условия для заключения брака гражданами Российской Федерации, являются составляющими основы правопорядка России.
Независимо от того, на территории какого государства российские граждане вступают в брак, такой брак должен быть основан на взаимном 1Федосеева Г.Ю.
Признание браков, заключаемых гражданами РФ за пределами Российской Федерации // Современное право.
2002.
N 7.
С.
37-39.

101
[стр. 169]

Аналогичный вопрос возникает и в отношении брака, заключенного между иностранными гражданами на территории иностранного государства с соблюдением законодательства данного государства.
Для разрешения таких вопросов и предназначены нормы комментируемой статьи.
В частности, эта статья определяет требования для признания действительными в Российской Федерации браков, заключенных на территории иностранного государства российскими гражданами, лицами без гражданства или иностранными гражданами в соответствии с формой, порядком и условиями заключения браков, установленными законодательством данного государства.
2.
В соответствии с п.
1 комментируемой статьи браки, заключенные российскими гражданами с другими российскими гражданами, либо с иностранными гражданами, либо с лицами без гражданства в иностранном государстве с соблюдением законодательства данного государства, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствовали на момент заключения такого брака предусмотренные ст.
14 СК РФ обстоятельства, препятствовавшие заключению этого брака <1>.
-------------------------------<1> Данное правило применяется и в отношении браков, заключенных гражданином иностранного государства, одновременно являющимся гражданином РФ, если иное не установлено международным договором (поскольку российский гражданин, одновременно являющийся гражданином иностранного государства, с учетом ст.
6 Закона о гражданстве РФ рассматривается в Российской Федерации только как гражданин РФ, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом).
Таким образом, основным требованием для признания таких браков в Российской Федерации является соблюдение норм ст.
14 СК РФ, в соответствии с которыми брак не допускается при наличии одного из следующих обстоятельств: лицо, вступающее в брак, уже состоит в другом зарегистрированном браке или признано судом недееспособным вследствие психического расстройства; лица, вступающие в брак, являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) или усыновителями и усыновленными.
3.
Ранее действовавшая ст.
162 КоБС РСФСР допускала возможность признания заключенного советским гражданином за пределами СССР брака не только при отсутствии установленных советским семейным законодательством препятствий к заключению брака (ст.
16 названного Кодекса), но и при соблюдении установленных законодательством условий заключения брака о взаимном согласии лиц, вступающих в брак, и о брачном возрасте (ст.
15 названного Кодекса).
В отличие от рассматриваемой статьи КоБС РСФСР п.
1 комментируемой статьи уже не указывает в качестве требования для признания действительным в РФ брака, заключенного российским гражданином за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, соблюдение при заключении такого брака установленных ст.
ст.
12 и 13 СК РФ условий.
Поэтому заключался ли брак в гражданской или религиозной форме, участвовал ли российский гражданин при заключении брака лично или действовал через своего представителя, достиг ли российский гражданин на момент заключения брака установленного в Российской Федерации брачного возраста или нет эти и другие условия, относящиеся к форме и порядку заключения брака в смысле п.
1 комментируемой статьи, не имеют правового значения для признания такого брака действительным на территории РФ.
Главное, чтобы при заключении этого брака не было нарушено законодательство государства, на территории которого он заключается, и отсутствовали перечисленные в ст.
14 СК РФ обстоятельства, препятствующие его заключению <1>.
-------------------------------<1> Аналогичную позицию занимают Л.П.
Ануфриева и Н.И.
Марышева (см.: Ануфриева Л.П.
Международное частное право.
Особенная часть.
Т.
2.
М., 2000.
С.
566; Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв.
ред.
И.М.
Кузнецова.
С.
461; Международное частное право: Учебник для вузов / Под ред.
Н.И.
Марышевой.
М., 2000.
С.
388).
Вместе с тем существует и другая точка зрения по рассмотренному вопросу.
В
частности, по мнению Г.Ю.
Федосеевой, нормами российского законодательства о взаимном согласии, брачном возрасте нельзя пренебрегать при признании конкретного брака действительным на территории РФ, поскольку данные нормы, как она указывает, "являются составляющими основы правопорядка России" и, "рассматривая признание браков, заключаемых в иностранном государстве, через призму публичного порядка, вряд ли можно согласиться с возможностью регистрации брака для граждан РФ, например, без согласия невесты или заключение детского брака" (подробнее см.: Федосеева Г.Ю.
Признание браков, заключаемых гражданами РФ за пределами Российской Федерации // Современное право.
2002.
N 7.
С.
37 39).

Об оговорке о публичном порядке см.
комментарий к ст.
167 СК РФ.
В то же время следует иметь в виду, что законодательство большинства государств, так же как и законодательство РФ (см.
комментарий к ст.
156 СК), условия заключения браков гражданами иностранных государств подчиняет на своей территории праву данного государства <1>.
Учитывая, что отсылочная норма в п.
1 комментируемой статьи к законодательству государства, на территории которого заключается брак, однозначно предполагает необходимость обращения ко всей совокупности относящихся к заключению брака норм, включая и коллизионные, то в большинстве случаев условия заключения брака для российского гражданина на территории иностранного государства будут определяться законодательством РФ (т.е.
ст.
ст.
12 и 13 СК).
-------------------------------<1> См., например: п.
1 ст.
13 Вводного закона к Гражданскому уложению Германии (Гражданское уложение Германии / Пер.
с нем.; науч.
ред.
А.Л.
Маковский и др.
С.
594).
Аналогичным образом многие международные договоры предписывают применение к условиям заключения брака для каждого из будущих супругов законодательства государства, гражданином которого он является (см., в частности, ст.
26 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
(так называемая Минская конвенция) (СЗ РФ.
1995.
N 17.
Ст.
1472)).

[Back]