Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 119]

расторгнуть брак по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом.
При наличии несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака необходимо обращаться в суд.
Законодательство иностранного государства к лицам, обратившимся за разводом в Российской Федерации, не применяется, если иное не установлено международным договором
Российской Федерации.
Следует заметить, что в Минской конвенции изначально вопрос о выборе законодательства, регулирующего вопросы расторжения брака, решается совсем не так как в российских коллизионных нормах.
Согласно ст.
28 Минской конвенции стран СНГ по делам о расторжении бракаг применяется законодательство государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления.
В том случае, если супруги имеют гражданство разных государств, должно применяться законодательство государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака.
Таким образом, при применении Минской конвенции закон места расторжения брака может использоваться лить в случае, когда лица, расторгающие брак, обладают разным гражданством.
Специальные правила о расторжении брака содержатся в договорах о правовой помощи, заключенных Россией с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей и другими странами .
Эти договоры обычно устанавливают, что, во-первых, развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги; во-вторых, если супруги проживают в другой стране, то они могут обращаться в суд этой страны.
Следовательно, граждане упомянутых стран могут по своему усмотрению возбудить дело о разводе либо в суде на своей родине, либо в суде страны, где они проживают.
Втретьих, при расторжении брака применяется законодательство страны гражданства супругов.
В-четвертых, в тех случаях, когда супруги не имеют 1См.: Богуславский М.М.
Указ.
соч.
С.
158.
119
[стр. 171]

коллизионных норм СК РФ, если такие нарушения в соответствии с данным законодательством служат основаниями для признания брака недействительным.
2.
Аналогичный порядок определения права, подлежащего применению при установлении недействительности брака, предусмотрен в большинстве международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях.
Так, согласно ст.
27 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша <1> по делам о признании брака недействительным применяется законодательство государства участника данного Договора, в соответствии с которым этот брак был заключен.
При этом порядок определения законодательства, подлежащего применению к заключаемому браку, определен ст.
24 названного Договора <2>.
-------------------------------<1> СЗ РФ.
2002.
N 7.
Ст.
634.
<2> Согласно данной статье условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, в соответствии с законодательством государства участника Договора, гражданином которого это лицо является.
Кроме того, соблюдается законодательство государства участника Договора, на территории которого заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака.
При этом форма заключения брака определяется законодательством государства участника Договора, на территории которого заключается брак.
Такой же порядок предусматривают двусторонние международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях с Республикой Молдова <1> (ст.
28), Латвийской Республикой <2> (ст.
28), Эстонской Республикой <3> (ст.
28), Азербайджанской Республикой <4> (ст.
28), Республикой Кыргызстан <5> (ст.
28), Литовской Республикой <6> (ст.
28), Монгольской Народной Республикой <7> (ст.
26), Республикой Куба <8> (ст.
24) и некоторыми другими государствами.
-------------------------------<1> СЗ РФ.
1995.
N 20.
Ст.
1766.
<2> СЗ РФ.
1995.
N 21.
Ст.
1932.
<3> СЗ РФ.
1998.
N 2.
Ст.
229.
<4> СЗ РФ.
1995.
N 18.
Ст.
1598.
<5> Бюллетень международных договоров.
1995.
N 3.
С.
16 36.
<6> СЗ РФ.
1995.
N 19.
Ст.
1712.
<7> Ведомости СНД СССР и ВС СССР.
1991.
N 2.
Ст.
56.
<8> Ведомости ВС СССР.
1986.
N 36.
Ст.
743.
Тот же, как и в комментируемой статье, порядок определения права, подлежащего применению при установлении недействительности брака, предусмотрен и в п.
1 ст.
30 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Статья 160.
Расторжение брака Комментарий к статье 160 1.
Институт расторжения брака самым тесным образом связан с процессуальными вопросами: какой компетентный орган вправе произвести расторжение брака в каждом конкретном случае, в каком порядке рассматриваются споры между супругами при расторжении брака, какие вопросы разрешаются при расторжении брака и т.д.
Бракоразводное законодательство иностранных государств отличается большим разнообразием.
Например, в основе такого законодательства в Великобритании, Испании и некоторых других государствах лежит концепция расторжения брака, основанная на подтверждении определенного периода сепарации раздельного проживания супругов.
Бракоразводный процесс как бы подразделяется на две стадии: сначала судья санкционирует сепарацию и лишь по истечении ее срока, установленного законом, убедившись в бесполезности попыток примирения между супругами, выносит решение о разводе.
При этом сроки раздельного проживания супругов довольно значительны обычно они составляют несколько лет.
В других государствах (Ирландия, Аргентина, Колумбия) развод вообще запрещен.
В то же время есть страны, где получить развод очень просто.
В Швеции, например, судья лишен права вмешиваться в развод.
Он обязан развести супругов, не требуя никаких доказательств распада семьи, ограничиваясь постановлением о последствиях расторжения брака.
Достаточно очевидно, что применение законодательства разных государств в части условий и порядка расторжения браков к одному бракоразводному процессу может представлять собой в большинстве случаев серьезную проблему.
Поэтому во многих государствах при определении права, подлежащего применению к расторжению брака, используется территориальный принцип места расторжения брака.
В некоторых государствах установлена двойная коллизионная привязка: развод должен быть разрешен как национальным законом супругов, так и законом места совершения развода.
2.
Пункт 1 комментируемой статьи содержит одностороннюю коллизионную норму, в соответствии с которой расторжение на территории РФ брака между любыми лицами независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства подчиняется российскому праву.
Данная норма, по существу, повторяет норму абз.
1 ст.
163 КоБС РСФСР.
Таким образом, если супруги обратились за расторжением брака в компетентный орган на территории РФ, то случай, когда действует ограничение права на предъявление требования о разводе, судебный или административный порядок развода, основания для развода, бракоразводная процедура, момент прекращения брака определяются данным органом в соответствии с законодательством РФ (см.
комментарии к ст.
ст.
16 25 СК).
Законодательство иностранного государства к лицам, обратившимся за разводом в Российской Федерации, не применяется, если иное не установлено международным договором
РФ <1>.
При этом следует учитывать, что в случае разрешения данным органом при расторжении брака вопросов, вытекающих из личных неимущественных или имущественных отношений супругов, к примеру о разделе общего имущества супругов, об их алиментных обязательствах, подлежит применению также ст.
161 СК РФ, в соответствии с которой данные вопросы решаются согласно законодательству государства, на территории которого супруги, обратившиеся

[Back]