Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 131]

законодательством государства пребывания, при условии, что по крайней мере один из супругов является гражданином представляемого государства.
Однако следует иметь в виду, что большая часть консульских конвенций дозволяет производить расторжение браков консульским должностным лицам только в тех случаях, когда оба супруга являются гражданами представляемого государства.

На территории большинства иностранных государств, так же как и в России, допускается расторжение брака иностранными гражданами, в особенности когда другой супруг является гражданином государства, в котором производится развод.
Поэтому гражданин
Российской Федерации может расторгнуть брак в иностранном государстве в компетентном органе данного государства с учетом установленных законодательством этого I ( г государства требований.
При этом браки могут быть расторгнуты в * * иностранном государстве как между гражданами
Российской Федерации, так и между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Интересный в этом отношении пример из судебной практика ФРГ приводит М.М.
Богуславский.
«Советская гражданка вступила в 1970 г.
в брак с гражданином Анголы во Львове (УССР).
От этого брака родились двое детей.
Начиная с 1972 г.
супруги проживали в ФРГ.
В октябре 1979 г.
муж переехал на жительство в Анголу.
Жена осталась в ФРГ и возбудила иск о разводе; ответчик возражал против расторжения брака и настаивал на том, чтобы на него была возложена забота о детях.
Дело рассматривалось в нескольких судебных инстанциях.
Определенную сложность вызвал вопрос о применении права.
Это объяснялось тем, что последнее решение по делу было вынесено в январе 1984 г., т.е.
до принятия в июле 1986 г.
нового германского закона о международном частном праве (см.
гл.
2), изменившего Вводный закон к ГГУ.
В суде первой инстанции на основании ст.
17 Вводного закона к ГГУ к отношениям сторон было применено право Анголы как право страны гражданства мужа.
При дальнейшем рассмотрении этого 131
[стр. 174]

своей территории такое расторжение браков и не распространяет действие своих правил на такие случаи расторжения браков.
Кроме того, разнообразные консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, также могут содержать ограничения, связанные с осуществлением расторжения браков в консульском порядке.
Так, Консульская конвенция СССР с Финляндской Республикой <1> (ст.
19) предоставляет права консульскому должностному лицу только регистрировать произведенное согласно законодательству государства пребывания расторжение брака, к примеру осуществленное судом, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого государства, и вести учет таких разводов.
Аналогичные положения содержат консульские конвенции СССР с Японией (ст.
33) <2>, Мексиканскими Соединенными Штатами (ст.
27) <3>, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (ст.
31) <4>.
-------------------------------<1> Ведомости ВС СССР.
1966.
N 51.
Ст.
1042.
<2> Ведомости ВС СССР.
1967.
N 32.
Ст.
437.
<3> Ведомости ВС СССР.
1979.
N 37.
Ст.
606.
<4> Ведомости ВС СССР.
1968.
N 41.
Ст.
370.
В то же время большинство консульских конвенций допускает осуществление консульскими должностными лицами регистрации расторжения браков в соответствии с законодательством представляемого государства.
В частности, согласно п.
1 ст.
43 Консульской конвенции Российской Федерации с Португальской Республикой консульское должностное лицо имеет право регистрировать расторжение браков в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства.
11.
Из смысла п.
1 комментируемой статьи следует, что дипломатические представительства и консульские учреждения РФ вправе расторгать браки не только между гражданами РФ, как это предусмотрено для случаев заключения браков п.
1 ст.
157 СК РФ, но и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Такая позиция российского законодателя находит свое отражение и в ряде консульских конвенций.
К примеру, в соответствии со ст.
37 Консульской конвенции с Турецкой Республикой консульское должностное лицо в рамках, дозволенных законами и правилами государства пребывания, производит регистрацию расторжения браков в рамках, определенных законодательством государства пребывания, при условии что по крайней мере один из супругов является гражданином представляемого государства.
Однако следует иметь в виду, что большая часть консульских конвенций дозволяет производить расторжение браков консульским должностным лицам только в тех случаях, когда оба супруга являются гражданами представляемого государства.

12.
На территории большинства иностранных государств, так же как и в России, допускается расторжение брака иностранными гражданами, в особенности когда другой супруг является гражданином государства, в котором производится развод.
Поэтому гражданин
РФ может расторгнуть брак в иностранном государстве в компетентном органе данного государства с учетом установленных законодательством этого государства требований.
При этом браки могут быть расторгнуты в иностранном государстве как между гражданами
РФ, так и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Пункт 3 комментируемой статьи признает действительным в Российской Федерации расторжение гражданином РФ брака в иностранном государстве.
При этом в отличие от ранее действовавшего законодательства, которое для признания расторжения брака действительным предусматривало условие об обязательности проживания одного из супругов (при расторжении браков граждан РФ с иностранными гражданами или с лицами без гражданства) или обоих супругов (при расторжении браков между гражданами РФ) за пределами территории РФ <1>, п.
3 комментируемой статьи признание брака расторгнутым обусловливает одним фактом расторжение должно быть произведено с соблюдением подлежащего применению законодательства и только тем органом, у которого есть полномочия на это согласно законодательству соответствующего иностранного государства (т.е.
расторжение данного брака должно являться действительным в иностранном государстве, в котором такое расторжение было произведено).
-------------------------------<1> Абзацы 2 и 3 ст.
163 КоБС РСФСР.
Вместе с тем следует учитывать, что, если была нарушена установленная ГПК РФ исключительная подсудность российских судов, расторжение в судебном порядке гражданами РФ браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства в иностранном государстве может быть не признано действительным в России, хотя суд, производивший в этом государстве развод, мог действовать в пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении браков.
В частности, п.
3 ч.
1 ст.
403 ГПК РФ дела о расторжении браков российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в РФ, отнесены к исключительной подсудности российских судов.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с ч.
3 ст.
6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.
N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ.
Соответственно, и ч.
1 ст.
409 ГПК РФ также устанавливает, что решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ.
Поэтому решение суда иностранного государства о расторжении брака может быть не признано на территории РФ, если Россия с этим государством не заключила международный договор, предусматривающий взаимное признание решений судов о расторжении браков.
-------------------------------<1> СЗ РФ.
1997.
N 1.
Ст.
1.

[Back]