Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 135]

Также следует учитывать, что, если была нарушена установленная ГПК РФ исключительная подсудность российских судов, расторжение в судебном порядке гражданами Российской Федерации браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства в иностранном государстве может быть не признано действительным в России, хотя суд, производивший в этом государстве развод, мог действовать в пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении браков.
В частности, п.
3 ч.
1 ст.
403 ГПК РФ дела о расторжении браков российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в
Российской Федерации, отнесены к исключительной подсудности российских судов.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с ч.
3 ст.
6
л I • Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ «О судебной системе Г Российской Федерации» обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами России.
Соответственно и ч.
1 ст.
409 ГПК РФ также устанавливает, что решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором
Российской Федерации.
Поэтому решение суда иностранного государства о расторжении брака может быть не признано на территории
Российской Федерации, если Россия с этим государством не заключила международного договора, предусматривающего взаимное признание решений судов о расторжении браков.
К примеру, признание судебных решений о расторжении браков предусматривают многие международные договоры
Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам.
Некоторые из этих договоров, в частности договоры с Румынией
(ст.
1 1 о 25), Монголией (ст.
44), Республикой Вьетнам (ст.
41), а также Конвенция 1Ведомости ВС СССР.
1958.
N 21.
Ст.
329.
[стр. 174]

своей территории такое расторжение браков и не распространяет действие своих правил на такие случаи расторжения браков.
Кроме того, разнообразные консульские конвенции, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, также могут содержать ограничения, связанные с осуществлением расторжения браков в консульском порядке.
Так, Консульская конвенция СССР с Финляндской Республикой <1> (ст.
19) предоставляет права консульскому должностному лицу только регистрировать произведенное согласно законодательству государства пребывания расторжение брака, к примеру осуществленное судом, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого государства, и вести учет таких разводов.
Аналогичные положения содержат консульские конвенции СССР с Японией (ст.
33) <2>, Мексиканскими Соединенными Штатами (ст.
27) <3>, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (ст.
31) <4>.
-------------------------------<1> Ведомости ВС СССР.
1966.
N 51.
Ст.
1042.
<2> Ведомости ВС СССР.
1967.
N 32.
Ст.
437.
<3> Ведомости ВС СССР.
1979.
N 37.
Ст.
606.
<4> Ведомости ВС СССР.
1968.
N 41.
Ст.
370.
В то же время большинство консульских конвенций допускает осуществление консульскими должностными лицами регистрации расторжения браков в соответствии с законодательством представляемого государства.
В частности, согласно п.
1 ст.
43 Консульской конвенции Российской Федерации с Португальской Республикой консульское должностное лицо имеет право регистрировать расторжение браков в соответствии с законодательством представляемого государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства.
11.
Из смысла п.
1 комментируемой статьи следует, что дипломатические представительства и консульские учреждения РФ вправе расторгать браки не только между гражданами РФ, как это предусмотрено для случаев заключения браков п.
1 ст.
157 СК РФ, но и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Такая позиция российского законодателя находит свое отражение и в ряде консульских конвенций.
К примеру, в соответствии со ст.
37 Консульской конвенции с Турецкой Республикой консульское должностное лицо в рамках, дозволенных законами и правилами государства пребывания, производит регистрацию расторжения браков в рамках, определенных законодательством государства пребывания, при условии что по крайней мере один из супругов является гражданином представляемого государства.
Однако следует иметь в виду, что большая часть консульских конвенций дозволяет производить расторжение браков консульским должностным лицам только в тех случаях, когда оба супруга являются гражданами представляемого государства.
12.
На территории большинства иностранных государств, так же как и в России, допускается расторжение брака иностранными гражданами, в особенности когда другой супруг является гражданином государства, в котором производится развод.
Поэтому гражданин РФ может расторгнуть брак в иностранном государстве в компетентном органе данного государства с учетом установленных законодательством этого государства требований.
При этом браки могут быть расторгнуты в иностранном государстве как между гражданами РФ, так и между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Пункт 3 комментируемой статьи признает действительным в Российской Федерации расторжение гражданином РФ брака в иностранном государстве.
При этом в отличие от ранее действовавшего законодательства, которое для признания расторжения брака действительным предусматривало условие об обязательности проживания одного из супругов (при расторжении браков граждан РФ с иностранными гражданами или с лицами без гражданства) или обоих супругов (при расторжении браков между гражданами РФ) за пределами территории РФ <1>, п.
3 комментируемой статьи признание брака расторгнутым обусловливает одним фактом расторжение должно быть произведено с соблюдением подлежащего применению законодательства и только тем органом, у которого есть полномочия на это согласно законодательству соответствующего иностранного государства (т.е.
расторжение данного брака должно являться действительным в иностранном государстве, в котором такое расторжение было произведено).
-------------------------------<1> Абзацы 2 и 3 ст.
163 КоБС РСФСР.
Вместе с тем следует учитывать, что, если была нарушена установленная ГПК РФ исключительная подсудность российских судов, расторжение в судебном порядке гражданами РФ браков с иностранными гражданами или лицами без гражданства в иностранном государстве может быть не признано действительным в России, хотя суд, производивший в этом государстве развод, мог действовать в пределах компетенции судов данного государства по рассмотрению дел о расторжении браков.
В частности, п.
3 ч.
1 ст.
403 ГПК РФ дела о расторжении браков российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в
РФ, отнесены к исключительной подсудности российских судов.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с ч.
3 ст.
6
Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.
N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ.
Соответственно, и ч.
1 ст.
409 ГПК РФ также устанавливает, что решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором
РФ.
Поэтому решение суда иностранного государства о расторжении брака может быть не признано на территории
РФ, если Россия с этим государством не заключила международный договор, предусматривающий взаимное признание решений судов о расторжении браков.
-------------------------------<1> СЗ РФ.
1997.
N 1.
Ст.
1.


[стр.,175]

К примеру, признание судебных решений о расторжении браков предусматривают многие международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам.
Некоторые из этих договоров, в частности договоры с Румынией
<1> (ст.
25), Монголией <2> (ст.
44), Республикой Вьетнам (ст.
41) <3>, а также Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (ст.
52), предусматривают признание решений о расторжении браков без дальнейшего производства, если отсутствуют установленные договором основания для отказа в признании (решение не вступило в законную силу; суд государства, где решение должно быть признано, до этого времени не вынес по тому же делу решения, вступившего в законную силу; ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что он не был надлежащим образом извещен о судебном заседании, и др.).
-------------------------------<1> Ведомости ВС СССР.
1958.
N 21.
Ст.
329.
<2> Ведомости СНД и ВС СССР.
1991.
N 2.
Ст.
56.
<3> Ведомости ВС СССР.
1982.
N 44.
Ст.
827.
13.
Разрешение вопроса о признании расторжения того или иного брака действительным во многом также зависит от установленных международными договорами РФ правил определения компетентности уполномоченных органов.
К примеру, в соответствии со ст.
29 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам дела о расторжении брака компетентны рассматривать органы того государства СНГ, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления о расторжении брака.
При этом допускается расторжение брака компетентными органами и другого государства СНГ при условии, если на его территории проживают оба супруга.
В случае если супруги проживают на территории разных государств СНГ, то по договоренности между ними брак может быть расторгнут в органе любого из государств СНГ по месту их проживания.
14.
Аналогичным образом в соответствии с п.
4 комментируемой статьи в Российской Федерации признается действительным расторжение брака между иностранными гражданами, произведенное за пределами территории РФ с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащего применению законодательства.
15.
Признание действительным в Российской Федерации расторжения брака, произведенного на территории иностранного государства, предполагает, что за решением компетентного органа иностранного государства о расторжении брака признается такая же юридическая сила, как и за решением о расторжении брака, принятым российским судом или органом записи актов гражданского состояния РФ.
Наличие решения органа иностранного государства о расторжении брака является основанием для того, чтобы считать супругов разведенными.
Брак считается прекратившимся со дня вступления в законную силу соответствующего решения компетентного органа иностранного государства.
Статья 161.
Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов Комментарий к статье 161 1.
Комментируемая статья устанавливает критерии для определения законодательства, подлежащего применению к отношениям по поводу личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает в качестве такого критерия территориальный признак, а именно совместное место жительства супругов на определенной территории вне зависимости от гражданства супругов.
При этом коллизионные нормы названного пункта обусловливают порядок определения права, подлежащего применению, фактом совместного места жительства супругов с учетом следующих особенностей: 1) наличие совместного места жительства на территории государства; 2) отсутствие совместного места жительства на территории государства, но наличие факта такого места жительства ранее; 3) отсутствие совместного места жительства вообще.
В первом случае личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.
Во втором случае указанные права и обязанности определяются законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства.
При этом значение имеет именно последнее совместное место жительства таких супругов, поскольку отсутствию в текущий момент такого места жительства могло предшествовать наличие не одного совместного места жительства, а целого ряда таких мест.
В третьем случае указанные права и обязанности супругов, находящихся на территории РФ, определяются законодательством РФ.
2.
Критерий совместного места жительства применительно к личным неимущественным и имущественным правам и обязанностям является определяющим для выбора подлежащего применению законодательства.
Согласно п.
1 ст.
20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При установлении факта совместного места жительства следует основываться также на положениях специальных федеральных законов, регламентирующих вопросы регистрации и учета по месту жительства на территории РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Так, согласно ст.
2 Закона РФ от 25 июня 1993 г.
N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <1> местом жительства признается любое жилое помещение (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Наряду с перечисленными гражданско-правовыми договорами место жительства

[Back]