Проверяемый текст
Фетюхин, Юрий Михайлович. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации (Диссертация 2000)
[стр. 158]

обрядами и пыталась в конце концов успешно повсеместно ввести канонические формы брачно-семейных отношений.
Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии брачносемейного права в России.
В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в брак с христианами других конфессий.

Однако по закону того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру.

Как правило, христианские браки разрешались независимо от национальной принадлежности лица.
В конце XIX начале XX века действовал Свод законов Российской империи.
Брачный союз допускался только с лицами православного вероисповедания, в том числе допускается брак иностранца православного I > ' , Г N исповедания с российской подданной.«I * г ' ' .
^ * л I „ ’ , ф • ' ' ' ' * Г ' ■ ' ' • • Другой формы заключения брака, кроме церковной, российское законодательство того времени по-прежнему не знало.
Это правило распространялось на российских подданных даже тогда, когда они заключали брак в другом государстве, где признавался гражданский брак.
Но российская подданная, вышедшая замуж за иностранца, «в отечестве которого имеет силу гражданский брак, и не обвенчанная», считалась в законном браке и с точки зрения российских законов.

При этом вступление в брак с иностранцем влекло за собой потерю российского подданства.
Коренные
изменения, происшедшие и России после Октябрьской революции 1917 года, повлекли за собой принятие законов и постановлений в политической, экономической, идеологической сферах.
Так, был отменен церковный порядок расторжения брака и объявлено, что Российская республика впредь признает лишь гражданские браки.
В 1948 г.
были запрещены браки с иностранцами.
Браки с иностранными гражданами рассматривались как антипатриотичные.
Правда, у людей, намеренных вступить в брак с иностранцами, и после запрета оставалась возможность: один из брачующихся мог сменить свое 158
[стр. 47]

В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в брак с христианами других конфессий.
Это решение было связано с тем, что Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство.
Однако по закону того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру.

В связи с этим было установлено правило о том, что христианин другой конфессии вправе вступить в брак с православ’ Ъ ным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру, и обещание воспитывать детей в православии.
В 1775 году ч.
2.
ст.
12 Законов гражданских было установлено, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок и может не быть исполнен без всяких последствий для обещавшего.
Вследствие этого обряд обручения сливается с обрядом венчания.
Показательны законы, регулирующие брачно-семейные отношения в конце XIX —начале XX века.
Эти законы, входящие в Свод законов Российской империи, назывались «Свод законов гражданских» и включались в раздел, именуемый «О правах и обязанностях семейственных»1.
Эта часть Свода законов начинается с раздела «Ор * 4 союзе брачном».
Такой союз допускается только с лицами православного вероисповедания.
Эти лица без различия их состояний могли вступать между собою в брак, «не испрашая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат.
На сем же основании допускается брак иностранца православного исповедания с российскою подданною того же исповедания»2.
Однако предусматривалось, что при заключении брака между лицами, состоящими «в службе» — как военной, так и граждане47 I 1Свод законов Российской империи.
СПб., 1904.
Т.
X.
С.
30.
2Там же.


[стр.,48]

а кой, —требуется дозволение их начальства.
Такое условие объяснялось необходимостью оградить интересы царской службы.
Безусловно, на вступление в брак требовалось также согласие родителей.
Запрещалось вступать в брак без дозволения родителей, опекунов или попечителей.
Однако брак, заключенный без дозволения родителей или опекунов, не порождал его недействительности.
По жалобе родителей или опекунов нарушившие закон подлежали наказанию.
Но «если родители, зная о совершившемся браке, своевременно не заявили о своем несогласии, наказание места не имело»1.
К так называемым внутренним условиям брака относилась также его обязательная церковная форма заключения.
Другой, кроме церковной, формы заключения брака российское законодательство того времени не знало.
При отсутствии церковного оформления брака он рассматривался как незаконное сожительство.
Это правило распространялось на российских подданных даже тогда, когда они заключали< брак в другом государстве, где признавался гражданский брак.
Но российская подданная, вышедшая замуж за иностранца, «в отечестве которого имеет силу гражданский брак, и не обвенчанная», считалась в законном браке и с точки зрения российских законов.
а Но вступление в брак с иностранцем влекло за собой потерю российского подданства.
К
непременным условиям вступления в брак относилось согласие сочетающихся лиц на брак и достижение брачного возраста.
Запрещалось вступать в новый брак во время существования прежнего, не прекращенного в установленном законом порядке; запI рещалось вступать в четвертый брак, даже если на вступающего в третий брак налагалась эпитимия.
В счет трех браков включались не только признанные недействительными, но и прекращенные разводом; запрещалось вступать в брак лицу, имеющему более 80 лет от 48 1Свод законов Российской империи.
СПб., 1904.
Т.
X.
С.
41.

[Back]