Проверяемый текст
Фетюхин, Юрий Михайлович. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации (Диссертация 2000)
[стр. 32]

Христианство на Руси распространялось постепенно, и поэтому существующее славянское обычное семейное право медленно вытеснялось византийским законодательством.
Церковное венчание как форма заключения брака было введено в XI веке.
Вначале оно практиковалось только среди высших слоев общества.
Остальное
население заключало браки по традиционным обрядам.
Эти обряды считались пережитком язычества.

Церковь боролась с языческими обрядами и пыталась в конце концов успешно повсеместно ввести канонические формы брачно-семейных отношений.
Согласно установлениям Кормчей книги совершалось обручение сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом.
После обручения
в церкви совершалось венчание.
Акт обручения в церкви оформлялся специальной договорной записью.
Это делалось на случай нарушения обещания вступить в*
ь • * \ 1 брак.
Нарушение такого обещания влекло взыскание с виновного неустойки, достигавшей иногда значительных размеров.
Одновременно с этой записью священник, производивший обручение, давал вечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании.
Обручение жениха и невесты связывало их почти так же, как и брак.
Нарушение верности жениху со стороны невестырассматривалось как прелюбодеяние.

Не позднее, чем за две недели до венчания, три раза подряд в праздничные дни в церковном приходе священник оглашал имена лиц, вступающих в брак.
Это совершалось, чтобы установить, нет ли причин, препятствующих вступлению в брак, а знающим об этих причинах предлагалось заявить
священнику.
Священнику предписывалось особым положением до венчания производить «обыск», т.е.
конкретное выяснение у родственников жениха и невесты и других близких к ним людей, нет ли каких препятствий к заключению брака.
Венчание производилось в церкви
священником и в присутствии не менее двух свидетелей.
Реформы Петра
1 положили начало новому периоду в развитии брачносемейного права в России.
Характерным для этого периода является усиление
[стр. 45]

Христианство на Руси распространялось постепенно, и поэтому существующее славянское обычное семейное право медленно вытеснялось византийским законодательством.
Церковное венчание как форма заключения брака было введено в XI веке.
Вначале оно практиковалось только среди высших слоев общества.
Остальное
на-г1 селение заключало браки по традиционным обрядам.
Эти обряды считались пережитком язычества.

Особенно был распространен языческий обряд заключения брака «у воды».
Церковь боролась с этими и другими языческими обрядами и пыталась в конце концов успешно повсеместно ввести канонические формы брачно-семейных отношений.
Согласно установлениям Кормчей книги совершалось обручение —сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом.
После обручения
совершалось в церкви венчание молодых.
Акт обручения в церкви оформлялся специальной договорной записью.
Это делалось на случай нарушения обещания вступить в
брак.
Нарушение вступить в брак влекло взыскание с виновного неустойки, достигавшей иногда значительных размеров.
Одновременно с этой записью * священник, производивший обручение, давал вечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании.
Обручение жениха и невесты связывало их почти так же, как и брак.
Нарушение верности жениху со стороны невесты рассматривалось как прелюбодеяние.

Это хорошо знал наш гениальный поэтА.С.
Пушкин.
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» главная героиня в ответ на предложение выйти замуж за кого-либо из богатырей отвечает: «Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны, все удалы, всеI умны.
Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана.
Мне всех милей королевич Елисей»1.
45 1Пушкин А.С.
Собрание сочинений.
М., 1975.
Т.
3.
С.
316.
4

[стр.,46]

46 Кроме указанных фактов, до венчания, не позднее чем за две недели, три раза подряд в праздничные дни в церковном приходе священник оглашал имена лиц, вступающих в брак.
Это совершалось, чтобы установить, нет ли причин, препятствующих вступлению в брак, а знающим об этих причинах предлагалось заявить
свяа щеннику.
Священнику предписывалось особым положением до венчания производить «обыск», т.е.
конкретное выяснение у родственников жениха и невесты и других близких к ним людей, нет ли каких препятствий к заключению брака.
Венчание производилось в церкви
только священником и в присутствии не менее двух свидетелей.
Реформы Петра
I положили начало новому периоду в развитии брачно-семейного права в России.
Характерным для этого периода является усиление
роли светского законодательства.
Это усиление проявлялось в основном в издании императорских указов, которые служили средством восполнения пробелов в каноническом праве.
Светское законодательство стало придавать большее значение добровольности вступления в брак.
По указу Петра I предусматривалось, чтобы родственники вступающих в брак приносили присягу в ь том, что они не принуждали жениха и невесту к вступлению в брак.
Это положение затем получило закрепление в Своде законов Российской империи.
Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц».
Указом от 1714 года Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии.
Но эта попытка запретить венчаться людям, не владеющими математическими знаниями, не увенчалась успехом.
Чтобы запретить венчаться таким лицам, был издан Указ от 1722 года, который предусматривал запрещение женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся».

[Back]