роли светского законодательства. Это усиление проявлялось в основном в издании императорских указов, которые служили средством восполнения пробелов в каноническом праве. Светское законодательство стало придавать большее значение добровольности вступления в брак. По указу Петра I предусматривалось, чтобы родственники вступающих в брак приносили присягу в том, что они не принуждали жениха и невесту к вступлению в брак. Это положение затем получило закрепление в Своде законов Российской империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц». Указом от 1714 года Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка запретить венчаться людям, не владеющими ' I • I • математическими знаниями, не увенчалась успехом. Чтобы запретить венчатьсяг ' ' : » ' Г * ' 1 ^ ' ■ ' , 1 •; ' 1 '• . • г • ; \ . ' ' ’ I ‘ < ■ 1 ' ' таким лицам, был издан Указ от 1722 года, который предусматривал запрещение женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в брак с христианами других конфессий. Это решение было связано с тем, что Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по закону того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим было установлено правило о том, что христианин другой конфессии вправе вступить в брак с православным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру, и обещание воспитывать детей в православии. В 1775 году ч. 2. ст. 12 Законов гражданских было установлено, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок и может не быть исполнен без всяких последствий для обещавшего. Вследствие этого обряд обручения сливается с обрядом венчания. Итак, брачно-семейные отношения с иностранным элементом вплоть до XVIII в. ограничивались старообрядческими канонами для иностранцев 33 |
46 Кроме указанных фактов, до венчания, не позднее чем за две недели, три раза подряд в праздничные дни в церковном приходе священник оглашал имена лиц, вступающих в брак. Это совершалось, чтобы установить, нет ли причин, препятствующих вступлению в брак, а знающим об этих причинах предлагалось заявить свяа щеннику. Священнику предписывалось особым положением до венчания производить «обыск», т.е. конкретное выяснение у родственников жениха и невесты и других близких к ним людей, нет ли каких препятствий к заключению брака. Венчание производилось в церкви только священником и в присутствии не менее двух свидетелей. Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии брачно-семейного права в России. Характерным для этого периода является усиление роли светского законодательства. Это усиление проявлялось в основном в издании императорских указов, которые служили средством восполнения пробелов в каноническом праве. Светское законодательство стало придавать большее значение добровольности вступления в брак. По указу Петра I предусматривалось, чтобы родственники вступающих в брак приносили присягу в ь том, что они не принуждали жениха и невесту к вступлению в брак. Это положение затем получило закрепление в Своде законов Российской империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц». Указом от 1714 года Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка запретить венчаться людям, не владеющими математическими знаниями, не увенчалась успехом. Чтобы запретить венчаться таким лицам, был издан Указ от 1722 года, который предусматривал запрещение женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в брак с христианами других конфессий. Это решение было связано с тем, что Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по закону того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим было установлено правило о том, что христианин другой конфессии вправе вступить в брак с православ’ Ъ ным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру, и обещание воспитывать детей в православии. В 1775 году ч. 2. ст. 12 Законов гражданских было установлено, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок и может не быть исполнен без всяких последствий для обещавшего. Вследствие этого обряд обручения сливается с обрядом венчания. Показательны законы, регулирующие брачно-семейные отношения в конце XIX —начале XX века. Эти законы, входящие в Свод законов Российской империи, назывались «Свод законов гражданских» и включались в раздел, именуемый «О правах и обязанностях семейственных»1. Эта часть Свода законов начинается с раздела «Ор * 4 союзе брачном». Такой союз допускается только с лицами православного вероисповедания. Эти лица без различия их состояний могли вступать между собою в брак, «не испрашая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. На сем же основании допускается брак иностранца православного исповедания с российскою подданною того же исповедания»2. Однако предусматривалось, что при заключении брака между лицами, состоящими «в службе» — как военной, так и граждане47 I 1Свод законов Российской империи. СПб., 1904. Т. X. С. 30. 2Там же. |