нехристианского вероисповедания. Как правило, христианские браки разрешались независимо от национальной принадлежности лица. Вместе с тем это не означает, что все они в это время были моноконфессиональными. Например, семейные отношения не прекращались и благословлялись церковью, если кто-то из состоящих в браке христиан впоследствии менял свое религиозное предпочтение или наоборот. В петровские времена осознание всеобщей пользы привлечения иностранцев во все сферы общественных отношений послужило отмене действовавших запретов. Полезность привлечения иностранного опыта в страну позволила монарху склонить православную церковь пойти на серьезную уступку. Однако, несмотря на полученное от церкви разрешение, некоторые православные родители, особенно в отдаленных от центра районах проживания, не 1 соглашаясь с таким положением детей, не выдавали замуж за иноземцев . ВN . * части права на защиту иностранцы могли быть истцами и ответчиками в суде. На иностранцев распространялось общее правило о подсудности, хотя могла быть предусмотрена подсудность, соответствующая законодательству их государства. По некоторым судебным делам иностранцы имели преимущество. Например, для подтверждения справедливости своих слов иностранец мог не приводить свидетелей, а ограничиться присягой, если не имел родственных связей или принадлежал к знатному роду. Показательны законы, регулирующие брачно-семейные отношения в конце XIX начале XX века. Эти законы, входящие в Свод законов Российской империи, назывались «Свод законов гражданских» и включались в раздел, именуемый «О правах и обязанностях семейственных» . Эта часть Свода законов начинается с раздела «О союзе брачном». Такой союз допускается только с лицами православного вероисповедания. Эти лица без различия их состояний могли вступать между собою в брак, «не испрашая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим См.: Неволин К.А. История российских гражданских законов. СПб., 1851. Т. 3. 2Свод законов Российской империи СПб, 1904. Т. X. С. 30. 34 |
В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в брак с христианами других конфессий. Это решение было связано с тем, что Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по закону того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим было установлено правило о том, что христианин другой конфессии вправе вступить в брак с православ’ Ъ ным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру, и обещание воспитывать детей в православии. В 1775 году ч. 2. ст. 12 Законов гражданских было установлено, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок и может не быть исполнен без всяких последствий для обещавшего. Вследствие этого обряд обручения сливается с обрядом венчания. Показательны законы, регулирующие брачно-семейные отношения в конце XIX —начале XX века. Эти законы, входящие в Свод законов Российской империи, назывались «Свод законов гражданских» и включались в раздел, именуемый «О правах и обязанностях семейственных»1. Эта часть Свода законов начинается с раздела «Ор * 4 союзе брачном». Такой союз допускается только с лицами православного вероисповедания. Эти лица без различия их состояний могли вступать между собою в брак, «не испрашая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. На сем же основании допускается брак иностранца православного исповедания с российскою подданною того же исповедания»2. Однако предусматривалось, что при заключении брака между лицами, состоящими «в службе» — как военной, так и граждане47 I 1Свод законов Российской империи. СПб., 1904. Т. X. С. 30. 2Там же. |