Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 53]

работе мы будем исходить именно из такого понимания термина «иностранный элемент».
В данных условиях приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять к
брачным отношениям с иностранным элементом? Это связано с тем, что нормы семейного права различных государств очень разнообразны, поскольку унификацию законодательства в этой сфере международного частного права осуществить наиболее трудно.
Значительное влияние на регулирование семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения.
Поэтому для конкретных случаев возникновения, изменения или прекращения семейного
х 4 правоотношения с иностранным элементом требуется определить.
> • • , у ' ** : * ' * ; .
.
V ' л ' ...
✓ • принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства.
Такая
принадлежность семейного правоотношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права.
Это не означает, что такое правоотношение вообще не принадлежит к какой-либо правовой системе.
Принадлежность к правовой системе конкретного государства объективно присуща любому правоотношению.
Но в случае наличия в нем иностранного элемента его принадлежность по сравнению с иными правоотношениями неочевидна, что обусловливает возникновение специфичного правоотношения по определению применимого права коллизионного правоотношения.
Б.И.
Кольцов указывал: «Внедрение иностранного элемента в правоотношение должно получить оценку с точки зрения значения для данного государства связи иностранного элемента с его системой, что предполагает появление возможности применения иностранного права, стоящего за этим иностранным элементом.
Возникающее таким образом противоречие уже между правовыми системами также разрешается данным государством, при
[стр. 159]

3.
Особенность осуществления прав детей, находящихся в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или в иных некоммерческих организациях, на получение содержания состоит в следующем.
На основании ст.
84 СК РФ алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в указанных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку.
Указанные организации вправе помещать эти суммы в банки.
При этом 50% дохода от обращения поступивших сумм алиментов используется на содержание детей в указанных организациях.
При оставлении ребенком такой организации сумма полученных на него алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка РФ.
Таким образом, расходы на пребывание ребенка в организации покрываются за счет средств самой организации (средств, получаемых по смете, или других, получение которых предусмотрено законом).
И лишь 50% сумм, получаемых от обращения алиментов в банке, может дополнительно расходоваться на содержание ребенка.
Раздел VII.
ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Статья 156.
Заключение брака на территории Российской Федерации Комментарий к статье 156 1.
В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества.
Данные процессы затрагивают все аспекты социально-экономической жизни практически всех стран мира, и эти процессы объективны и необратимы.
В них вовлечена и Россия, положение которой в мировом сообществе за последний период значительно изменилось, что стало следствием распада СССР.
Значительные изменения претерпели экономическая и политическая системы нашей страны.
Российские граждане уже могут свободно выезжать за рубеж и жить в иностранных государствах, иностранные граждане также не ограничены в праве на въезд в Российскую Федерацию, на осуществление трудовой, предпринимательской и иной деятельности на ее территории с соблюдением действующего законодательства, международных договоров.
В результате происходит расширение деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами и, соответственно, увеличивается число смешанных браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, т.е.
имеют место многочисленные семейные отношения, осложненные тем, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином, либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории Российской Федерации (семейные отношения, осложненные иностранным элементом <1>).
-------------------------------КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М.
Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).
<1> Понятие иностранного элемента в правоотношении, введенное М.И.
Бруном, заняло прочное место как в науке, так и в частном праве (к примеру, понятие "иностранный элемент" используется в нормах разд.
VI части третьей ГК РФ; при этом использование данного понятия в российском законодательстве представляется оправданным, поскольку понятие "отношения с участием иностранных граждан" не охватывает всего состава отношения, осложненного иностранным элементом, в частности случаев "локализации" юридических фактов в иностранном государстве; это явно видно на примере комментируемого раздела, наименование которого не соответствует его содержанию: он регулирует не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и семейные отношения с участием только российских граждан (п.
1 ст.
157, п.
1 ст.
158, ст.
159, п.
3 ст.
160, п.
1 ст.
161, ст.
ст.
163, 164 СК), когда такие отношения локализованы на территории иностранного государства).
В частности, М.И.
Брун указывал, что "наряду с теми правоотношениями, которые всеми своими элементами привязаны к территории одного правопорядка, существует множество других, которые отдельными своими элементами одновременно соприкасаются с правопорядками нескольких территорий: субъект права может быть иностранец, объект права может находиться за границей, субъективное право возникло на одной территории, его осуществление может требоваться на другой" (Брун М.И.
Введение в международное частное право.
Пг., 1915.
С.
7).
М.Н.
Кузнецов, исследуя сущность иностранного элемента, отмечал, что иностранный элемент "это производная иной правовой системы, сущность, придающая данному имущественному, личному неимущественному, семейному, или трудовому, или процессуальному отношению качественно новую социальную окраску, проявляющуюся в связанности указанного отношения с внешним миром" (Кузнецов М.Н.
Международное частное право.
Общая часть.
М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.
С.
26).
О понятии "иностранный элемент" в отечественной доктрине также см.: Лунц Л.А.
Курс международного частного права.
Общая часть.
М., 1973.
С.
19 22; Богуславский М.М.
Международное частное право.
М., 1998.
С.
18 22; Звеков В.П.
Международное частное право: Курс лекций.
М., 1999.
С.
8 12.
В данных условиях приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять к
таким отношениям? Это связано с тем, что нормы семейного права разных государств очень разнообразны, поскольку унификацию законодательства в этой сфере международного частного права осуществить наиболее трудно.
Значительное влияние на регулирование семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения.
Поэтому для конкретных случаев возникновения, изменения или прекращения семейного правоотношения с иностранным элементом требуется определить
принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства.
Такая


[стр.,160]

принадлежность семейного правоотношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права <1>.
-------------------------------<1> Это не означает, что такое правоотношение вообще не принадлежит к какой-либо правовой системе.
Принадлежность к правовой системе конкретного государства объективно присуща любому правоотношению.
Но в случае наличия в нем иностранного элемента его принадлежность по сравнению с иными правоотношениями неочевидна, что обусловливает возникновение специфичного правоотношения по определению применимого права коллизионного правоотношения.
Б.И.
Кольцов указывал: "Внедрение иностранного элемента в правоотношение должно получить оценку с точки зрения значения для данного государства связи иностранного элемента с его системой, что предполагает появление возможности применения иностранного права, стоящего за этим иностранным элементом.
Возникающее таким образом противоречие уже между правовыми системами также разрешается данным государством, при
этом результатом этого разрешения может быть как применяемое местное, так и иностранное право" (Кольцов Б.И.
Диалектика противоречия в международном частном праве: Актуальные проблемы современного международного права: Сборник научных трудов МГИМО.
Вып.
VI.
М.: Изд-во МГИМО, 1976.
С.
160, 161).
2.
Если ранее, до вступления в 1996 г.
в силу СК РФ, в России действовал строго "территориальный" принцип применения права, когда на территории нашего государства к семейным отношениям, осложненным иностранным элементом, применялось только российское право <1>, то в настоящее время подход к способу определения подлежащего применению права принципиально изменен.
В частности, уже допускается применение законодательства государства, гражданином которого является субъект семейного правоотношения либо в котором такой субъект проживает.
В отдельных случаях допускается самостоятельный выбор субъектами семейных правоотношений права, подлежащего применению к их семейным отношениям.
-------------------------------<1> Достаточно длительный период в доктрине советского международного частного права превалирующее значение имело представление о том, что к семейным отношениям должно применяться только право СССР (это нашло свое отражение и в ранее действовавшем семейном законодательстве).
См.
подробнее: Лунц Л.А.
Курс международного частного права.
Особенная часть.
М., 1975.
С.
464.
3.
Комментируемая статья, используя комплекс правовых средств (коллизионных норм <1>), устанавливает порядок определения права государства, подлежащего применению к возникающим в связи с заключением брака на территории РФ семейным отношениям с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.
-------------------------------КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М.
Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).
<1> Такие коллизионные нормы, не регулируя семейное отношение с иностранным элементом, по существу, призваны урегулировать (определить) его связь, возникающую благодаря иностранному элементу, с правовыми системами разных государств.
Предмет регулирования таких коллизионных норм определение применимого права.
Так, Л.
Раапе отмечал: "Коллизионная норма обязательно указывает на ту или иную связь, которая существует между государством, к материальной норме которого отсылает коллизионная норма, с одной стороны, и с (мыслимым) фактическим составом, который лежит в основании данной материальной нормы, с другой.
Эта связь, очевидно, служит причиной, почему коллизионная норма дает именно этому государству преимущество перед другими государствами, к которым в отдельном случае фактический состав также может иметь то или иное отношение.
Связь, о которой говорится в коллизионной норме, представляется законодателю самой важной, более важной, чем все другие связи.
Именно она служит связующим звеном, точкой или основанием привязки" (Раапе Л.
Международное частное право / Под ред.
и с предисл.
Л.А.
Лунца.
М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.
С.
44 45).
См.
также о коллизионных нормах: Богуславский М.М.
Международное частное право.
М.: Международные отношения, 1994.
С.
74 92.
Проблема необходимости разрешения таких коллизионных вопросов связана с тем, что для заключения брака недостаточно обоюдного желания двух людей к вступлению в союз с целью создания семьи <1> (см.
комментарии к ст.
ст.
10 15 СК).
Такой союз может быть признан браком только при его соответствии следующим требованиям: -------------------------------<1> Создание семьи и возникновение основанных на этом факте семейных отношений обусловлено прежде всего обоюдным желанием мужчины и женщины заключить союз с этой целью.
Данный союз имеет определенные юридические последствия, в том числе в виде взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов, только тогда, когда он оформлен в установленном порядке с соблюдением условий, допускающих такой союз, и при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность создания такого союза.
Только в этом случае результатом такого союза становится брак.
При этом легального определения понятия "брак" законодательство РФ не содержит.
Как указывал А.И.
Загоровский, брак заключает в себе наряду с иными элементами (естественным (физическим), нравственным (этическим), экономическим, религиозным) "элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности" (Загоровский А.И.
Курс семейного права / Под ред.
и с предисл.
В.А.
Томсинова.
М.: Зерцало, 2003.
С.
5, 6).
1) если обеспечены форма и порядок его заключения: процедура его оформления;

[Back]