Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 59]

страны подлежит применению, но и нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами.
Кроме международных конвенций, брачные правоотношения с участием иностранного элемента регулируют также двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Российской Федерацией с рядом государств.
Коллизионные нормы, содержащиеся в Семейном кодексе РФ, Минской конвенции и двусторонних договорах, часто разнятся между собой.
Так, в международных договорах России и СССР с восточноевропейскими и некоторыми другими странами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам право, подлежащее применению к семейным отношениям, определяется не только на основании • ' ' • • * , Г законодательства страны, суд которой рассматривает дело, но и исходя из гражданства или места жительства супругов, детей и т.д.
В связи с этим возникает вопрос о соотношении коллизионных норм Семейного кодекса РФ, Минской конвенции и двусторонних договоров.
В случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего российского семейного законодательства и нормами международной конвенции или договора, применяются нормы конвенции или договора.
Это вытекает из общего правила, закрепленного в ст.
6 СК РФ, о том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.
Кроме того, сама цель создания национальных коллизионных норм заключается в том, чтобы они применялись только в случае отсутствия международной конвенции или двустороннего соглашения .
1См.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи.
М., 1996.
2См.: Антокольская М.В.
Семейное право: Учебник.
М.: Юрист, 1996.
С.
343.
59
[стр. 199]

Учебник "Гражданское право: В 2 т.
Том I" (под ред.
Е.А.
Суханова) включен в информационный банк согласно публикации Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).
<1> См., например: Гражданское право: Учебник: В 2 т.
/ Отв.
ред.
Е.А.
Суханов.
2-е изд., перераб.
и доп.
М., 1998.
Т.
I.
С.
144.
Итак, определяя место норм об опеке и попечительстве в системе отечественного законодательства, следует признать, что опека и попечительство это институт законодательства, а комментируемый Закон составляет его основу.
При этом, разумеется, не может идти речи о наделении совокупности норм об опеке и попечительстве свойствами отрасли права.
2.
Специфика института опеки и попечительства как института законодательства состоит в разноотраслевой и разноуровневой принадлежности его норм.
С одной стороны, эти нормы носят как частноправовой (например, положения об ответственности опекунов и попечителей ст.
26 комментируемого Закона), так и публично-правовой характер (например, нормы, посвященные органам опеки и попечительства, их задачам и полномочиям, ст.
ст.
7 и 8).
С другой стороны, институт опеки и попечительства Законом об опеке не исчерпывается.
Предполагается насыщение его за счет положений, содержащихся в актах Правительства РФ, а также в законах субъектов Российской Федерации.
3.
Как и любой другой современный законодательный акт, Закон об опеке содержит в себе упоминание о нормах международного права, регулирующих соответствующие отношения.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Такого рода расхождений между источниками правового регулирования отношений по опеке и попечительству в настоящее время не имеется.
4.
Комментируемая статья определяет иерархию нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
Наибольшую юридическую силу имеют нормы об опеке и попечительстве, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, так как в соответствии со ст.
3 Кодекса нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Однако необходимо заметить, что в ГК РФ (ст.
ст.
31 40) содержится незначительное число общих положений об опеке и попечительстве, определяющих в общих чертах, что такое опека и попечительство, каковы обязанности опекунов и попечителей и т.д.
Между этими положениями, а также нормами Закона об опеке противоречий в настоящее время нет.
Если в будущем в ходе тех или иных законодательных реформ возникнут подобного рода противоречия, то необходимо иметь в виду, что приоритет над нормами Закона об опеке имеют только те положения ГК РФ, которые являются гражданско-правовыми по природе.
Так, например, ст.
34 ГК РФ не содержит в себе нормы гражданского права.
Следующим актом является собственно Закон об опеке, нормы которого в целом охватывают все отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
При принятии Закона об опеке ставилась задача исключить возможные противоречия между этим Законом и иными федеральными законами.
С этой целью был внесен в Государственную Думу и в дальнейшем принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.
N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Однако, к сожалению, по причинам, не зависящим от разработчиков Закона, такое противоречие возникло (см.
комментарий к ст.
6).
5.
Комментируемая статья определяет также роль семейного законодательства в регулировании отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
Как и ст.
31 ГК РФ, Закон об опеке допускает применение норм семейного законодательства к регулируемым отношениям лишь в той части, в которой это имеет отношение к несовершеннолетним подопечным.
Таким образом, Семейный кодекс определяет особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над детьми, в том числе особенности платной (договорной) опеки и попечительства приемной семьи.
Поскольку нормы семейного законодательства и нормы Закона об опеке и попечительстве соотносятся как специальные и общие, то при возникновении возможных противоречий между ними приоритет следует отдавать нормативным правовым актам, содержащим нормы семейного права.
6.
Впервые Закон об опеке ввел в институт опеки и попечительства так называемый региональный компонент.
Комментируемая статья прямо закрепляет возможность принятия законов субъектов Федерации, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
Во-первых, такие законы могут быть приняты, когда Закон об опеке прямо допускает такую возможность.
Так, в соответствии со ст.
7 данного Закона на органы опеки и попечительства законом субъекта Федерации могут быть возложены иные задачи, помимо названных в ст.
7, а в соответствии со ст.
8 иные полномочия, помимо перечисленных в ст.
8.
На основании ст.
14 комментируемого Закона могут быть предусмотрены законами субъектов Федерации случаи, в которых установление опеки или попечительства допускается по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), который является договором об осуществлении опеки или попечительства.
Статья 16 Закона об опеке определяет, что законами субъектов Федерации могут устанавливаться случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Из ст.
26 Закона об опеке следует, что субъекты Федерации могут в своем законодательстве закрепить нормы об административной ответственности опекунов и попечителей, а ст.
27 предоставляет субъектам Федерации возможность определить в законе круг уполномоченных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.
В ст.
31 Закона об опеке определено, что подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством субъектов Федерации виды государственной поддержки, в том числе дополнительные.
Во-вторых, законы субъектов Федерации могут быть приняты и по вопросам, не урегулированным непосредственно Законом об опеке.
Следует лишь отметить, что в таких законах не могут присутствовать нормы гражданского права, поскольку ст.
71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к исключительной компетенции Российской Федерации.
Так, например, законом субъекта Федерации могут быть определены порядок и формы так называемого психолого-педагогического сопровождения семей, принявших детей под опеку или попечительство по договору (приемных

[Back]