Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 62]

В настоящее время подход к способу определения подлежащего применению права принципиально изменен.
В частности, уже допускается применение законодательства государства, гражданином которого является субъект семейного правоотношения либо в котором такой субъект проживает.
В отдельных случаях допускается самостоятельный выбор субъектами семейных правоотношений права, подлежащего применению к их семейным отношениям.

С помощью коллизионных норм Семейного кодекса РФ и международных договоров устанавливается порядок определения права государства, подлежащего применению к возникающим в связи с заключением брака на территории РФ семейным отношениям с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.
Проблема необходимости разрешения таких коллизионных вопросов ' *
4 л связана с тем, что для заключения брака недостаточно обоюдного желания двух людей к вступлению в союз с целью создания семьи.
Создание семьи и возникновение семейных отношений обусловлено, прежде всего, обоюдным желанием мужчины и женщины заключить союз с данной целью.
Данный союз имеет определенные юридические последствия в
виде взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов, только тогда, когда он оформлен в установленном порядке с соблюдением условий, допускающих такой союз, и при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность создания такого союза.
Такой союз может быть признан браком только при его соответствии следующим требованиям:
1) если обеспечены форма и порядок его заключения, т.е.
процедура его оформления; 2) если соблюдены условия его заключения, т.е.
имеются обстоятельства, необходимые для его заключения (условия для вступления в брак), и отсутствуют обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак).

62
[стр. 160]

принадлежность семейного правоотношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права <1>.
-------------------------------<1> Это не означает, что такое правоотношение вообще не принадлежит к какой-либо правовой системе.
Принадлежность к правовой системе конкретного государства объективно присуща любому правоотношению.
Но в случае наличия в нем иностранного элемента его принадлежность по сравнению с иными правоотношениями неочевидна, что обусловливает возникновение специфичного правоотношения по определению применимого права коллизионного правоотношения.
Б.И.
Кольцов указывал: "Внедрение иностранного элемента в правоотношение должно получить оценку с точки зрения значения для данного государства связи иностранного элемента с его системой, что предполагает появление возможности применения иностранного права, стоящего за этим иностранным элементом.
Возникающее таким образом противоречие уже между правовыми системами также разрешается данным государством, при этом результатом этого разрешения может быть как применяемое местное, так и иностранное право" (Кольцов Б.И.
Диалектика противоречия в международном частном праве: Актуальные проблемы современного международного права: Сборник научных трудов МГИМО.
Вып.
VI.
М.: Изд-во МГИМО, 1976.
С.
160, 161).
2.
Если ранее, до вступления в 1996 г.
в силу СК РФ, в России действовал строго "территориальный" принцип применения права, когда на территории нашего государства к семейным отношениям, осложненным иностранным элементом, применялось только российское право <1>, то в настоящее время подход к способу определения подлежащего применению права принципиально изменен.
В частности, уже допускается применение законодательства государства, гражданином которого является субъект семейного правоотношения либо в котором такой субъект проживает.
В отдельных случаях допускается самостоятельный выбор субъектами семейных правоотношений права, подлежащего применению к их семейным отношениям.

-------------------------------<1> Достаточно длительный период в доктрине советского международного частного права превалирующее значение имело представление о том, что к семейным отношениям должно применяться только право СССР (это нашло свое отражение и в ранее действовавшем семейном законодательстве).
См.
подробнее: Лунц Л.А.
Курс международного частного права.
Особенная часть.
М., 1975.
С.
464.
3.
Комментируемая статья, используя комплекс правовых средств (коллизионных норм <1>), устанавливает порядок определения права государства, подлежащего применению к возникающим в связи с заключением брака на территории РФ семейным отношениям с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.
-------------------------------КонсультантПлюс: примечание.
Учебник М.М.
Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное).
<1> Такие коллизионные нормы, не регулируя семейное отношение с иностранным элементом, по существу, призваны урегулировать (определить) его связь, возникающую благодаря иностранному элементу, с правовыми системами разных государств.
Предмет регулирования таких коллизионных норм определение применимого права.
Так, Л.
Раапе отмечал: "Коллизионная норма обязательно указывает на ту или иную связь, которая существует между государством, к материальной норме которого отсылает коллизионная норма, с одной стороны, и с (мыслимым) фактическим составом, который лежит в основании данной материальной нормы, с другой.
Эта связь, очевидно, служит причиной, почему коллизионная норма дает именно этому государству преимущество перед другими государствами, к которым в отдельном случае фактический состав также может иметь то или иное отношение.
Связь, о которой говорится в коллизионной норме, представляется законодателю самой важной, более важной, чем все другие связи.
Именно она служит связующим звеном, точкой или основанием привязки" (Раапе Л.
Международное частное право / Под ред.
и с предисл.
Л.А.
Лунца.
М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.
С.
44 45).
См.
также о коллизионных нормах: Богуславский М.М.
Международное частное право.
М.: Международные отношения, 1994.
С.
74 92.
Проблема необходимости разрешения таких коллизионных вопросов
связана с тем, что для заключения брака недостаточно обоюдного желания двух людей к вступлению в союз с целью создания семьи <1> (см.
комментарии к ст.
ст.
10 15 СК).
Такой союз может быть признан браком только при его соответствии следующим требованиям:
-------------------------------<1> Создание семьи и возникновение основанных на этом факте семейных отношений обусловлено прежде всего обоюдным желанием мужчины и женщины заключить союз с этой целью.
Данный союз имеет определенные юридические последствия, в
том числе в виде взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов, только тогда, когда он оформлен в установленном порядке с соблюдением условий, допускающих такой союз, и при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность создания такого союза.
Только в этом случае результатом такого союза становится брак.
При этом легального определения понятия "брак" законодательство РФ не содержит.
Как указывал А.И.
Загоровский, брак заключает в себе наряду с иными элементами (естественным (физическим), нравственным (этическим), экономическим, религиозным) "элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности" (Загоровский А.И.
Курс семейного права / Под ред.
и с предисл.
В.А.
Томсинова.
М.: Зерцало, 2003.
С.
5, 6).
1) если обеспечены форма и порядок его заключения:
процедура его оформления;

[стр.,161]

2) если соблюдены условия его заключения: имеются обстоятельства, необходимые для его заключения (условия для вступления в брак), и отсутствуют обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак).
Соответственно, проблемой при заключении на территории РФ брака между иностранным гражданином (гражданкой) или лицом без гражданства и гражданкой (гражданином) РФ либо между иностранными гражданами или лицами без гражданства становится выбор закона, определяющего указанные требования, при которых брак может быть заключен и признан действительным, поскольку в разных государствах содержание таких требований существенно отличается.
Так, в Андорре, Лихтенштейне, Египте, Ливии, Иране брак заключается только в религиозной форме; в Великобритании, Греции, Италии, Португалии и Испании религиозная форма заключения брака допускается наряду с гражданской; во Франции для официальной регистрации брака необходима предварительная публикация в органах печати извещения о предстоящем заключении брака.
В разных странах существенно отличаются и условия вступления в брак.
В частности, критерии брачного возраста во Франции 15 лет для женщин и 19 лет для мужчин, в Венгрии соответственно 16 лет и 18 лет, в Польше соответственно 18 лет и 21 год, в Японии соответственно 16 лет и 18 лет, а в Швейцарии и Швеции соответственно 18 лет и 20 лет.
В одних странах близкими родственниками признаются братья и сестры, в других также теща, шурин, невестка <1>.
Поэтому при брачном союзе с участием иностранного гражданина или лица без гражданства возникают вопросы о том, в какой форме, в каком порядке и на каких условиях такой брак должен быть заключен на территории РФ: к примеру, при браке между гражданином РФ и гражданином Лихтенштейна в органах записи актов гражданского состояния, как это требует законодательство РФ, либо, с учетом законодательства Лихтенштейна, в церкви; должен ли брачный возраст оцениваться с учетом требований только законодательства РФ, либо также должно учитываться законодательство государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак.
-------------------------------<1> Подробнее см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред.
В.В.
Залесского.
М., 2004.
С.
26 51, а также: Нечаева А.М.
Семейное право: Курс лекций.
М.: Юристъ, 1998.
С.
96.
4.
В соответствии с п.
1 комментируемой статьи форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ.
Во-первых, это означает, что при заключении любыми лицами (независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства) брака на территории РФ должна быть соблюдена единственная действующая на территории РФ форма заключения брака его регистрация в органах записи актов гражданского состояния (см.
комментарий к ст.
10 СК) <1>.
Заключение брачного союза с соблюдением религиозного обряда в Российской Федерации не имеет правового значения <2>.
-------------------------------<1> В п.
1 комментируемой статьи закреплен принцип подчинения формы брака закону места совершения брака (locus regit actum), поскольку нормы данного пункта носят императивный характер.
В большинстве других стран для заключения признаваемого законом брака достаточно, но не необходимо соблюсти требования, предписанные законом места совершения брака: сторонам предоставляется выбор между этим законом и их личным законом.
В Российской Федерации принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния, отнесен п.
2 ст.
1 СК РФ к основным началам семейного законодательства (см.
комментарий к ст.
1 СК).
<2> Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п.
7 ст.
169 СК РФ к зарегистрированным приравниваются браки, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния.
Во-вторых, это предполагает, что весьма разнообразные порядки заключения брака, имеющиеся в законодательстве разных государств, не применяются при заключении брака на территории РФ.
Даже если брак заключают иностранные граждане, то применяется порядок заключения брака, в том числе его регистрации, установленный ст.
11 СК РФ и гл.
3 Закона об актах гражданского состояния.
В частности, в Российской Федерации не допускается использование института представительства при заключении брака <1>.
Заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак, на основании их совместного заявления <2>, поданного ими в любой орган записи актов гражданского состояния на территории РФ по их выбору.
По общему правилу заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния.
При этом в России государственная регистрация заключения брака с участием иностранного гражданина или лица без гражданства производится в общем порядке, установленном для регистрации браков российских граждан.
Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд как российским, так и иностранным гражданином или лицом без гражданства, желающим вступить в брак (подробнее о форме и порядке заключения брака см.
комментарии к ст.
ст.
10 и 11 СК).
Действующий в Российской Федерации порядок заключения брака не предусматривает помолвки (обручения) <3>, предварительного извещения о предстоящем заключении брака в органах печати <4> как обязательные, имеющие определенное правовое значение стадии заключения брака.
-------------------------------<1> В некоторых государствах (например, в Испании, Перу) заключение брака допускается через представителя, действующего на основании доверенности.
В Индии браки устраиваются через особых посредников, именуемых брачными опекунами (см.: Нечаева А.М.
Семейное право: Курс лекций.
С.
100).
<2> Пункт 2 ст.
26 Закона об актах гражданского состояния устанавливает исключение (хотя п.
1 ст.
11 СК не предусматривает такого исключения) для случаев, когда одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления.
В таких случаях волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями.

[Back]