Проверяемый текст
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" (2-е издание, переработанное и дополненное, под ред. П.В. Крашенинникова) 1-е изд. 2006.
[стр. 93]

являющимися гражданами одного иностранного государства.
П.
2
ст.
157 СК РФ непосредственно требует, чтобы оба будущих супруга имели гражданство одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию.
Однако, не смотря на то, что в п.
2 ст.
157 СК РФ речь идет о назначении посла или консула, представляется, что законодателем имелось в виду лицо, надлежащим образом уполномоченное на дипломатическое или консульское представительство в Российской Федерации и допущенное Российской Федерацией к выполнению своих функций в качестве главы соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения.
Поэтому, к примеру, если не назначен консул (ст.
9 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
консул отнесен ко второму•
А классу глав консульских учреждений), но назначен и допущен к исполнению своих функций генеральный консул (первый класс глав консульских учреждений), то представляется, что это не является ограничением для заключения брака в Российской Федерации иностранными гражданами в консульском учреждении, возглавляемом указанным генеральным консулом.
С другой стороны, п.
2 комментируемой статьи в этой части требует уточнения в целях его приведения в соответствие с требованиями международных договоров
РФ.
Правило о возможности заключения «консульских» браков «при условии, что оба лица являются гражданами (подданными) представляемого государства», закреплено почти во всех консульских конвенциях
Российской Федерации.
Например, консульские конвенции с Республикой Индия (подп.
«г» п.
1 ст.
31), с
Республикой Польша (подп.
3 п.
1 ст.
33) ; с Португальской Республикой (подп.
«а» п.
1 ст.
43); с Итальянской Республикой (подп.
«Ь» п.
1ст.
45) и др.
1Сборник международных договоров СССР.
Вып.
Х1ЛН.
М., 1989.
С.
35-50.
2СЗРФ.
1998.N14.
Ст.
1515.
3СЗРФ.2003.N41.
Ст.
3948.
4СЗ РФ.
2004.
N 18.
Ст.
1691.
[стр. 168]

обоснованным, поскольку такое условие непосредственно вытекает из п.
2 комментируемой статьи (данный пункт и начинается с такого условия: "Браки между иностранными гражданами, заключенные...").
<2> См.: ст.
2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, ст.
6 Закона о гражданстве РФ.
Второе условие (о наличии взаимности) означает, что аналогичные "консульские браки" российских граждан признаются в иностранном государстве, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении которого заключен брак между иностранными гражданами.
Такое признание может вытекать как из законодательства указанного иностранного государства, так и из международного договора.
Поэтому, к примеру, если иностранные граждане, заключившие "консульский брак" на территории РФ, пожелают расторгнуть данный брак в российском суде, то перед судьей, прежде чем решить дело по существу, встанет вопрос о признании этого "консульского брака" иностранных граждан, для чего он должен будет выяснить, признаются ли "консульские браки" российских граждан в государстве гражданства разводящихся супругов.
Третье из названных условий исключает возможность признания действительными на территории РФ смешанных "консульских браков", т.е.
браков, заключенных в дипломатическом представительстве или консульском учреждении между лицами, не являющимися гражданами одного иностранного государства.
Пункт 2
комментируемой статьи непосредственно требует, чтобы оба будущих супруга имели гражданство одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию <1>.
Правило о возможности заключения "консульских браков", при условии что оба лица являются гражданами (подданными) представляемого государства", закреплено почти во всех консульских конвенциях
РФ <2>.
-------------------------------<1> Хотя в п.
2 комментируемой статьи речь идет о назначении посла или консула, представляется, что законодателем имелось в виду лицо, надлежащим образом уполномоченное на дипломатическое или консульское представительство в Российской Федерации и допущенное Российской Федерацией к выполнению своих функций в качестве главы соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения.
Поэтому, к примеру, если не назначен консул (ст.
9 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
консул отнесен ко второму
классу глав консульских учреждений), но назначен и допущен к исполнению своих функций генеральный консул (первый класс глав консульских учреждений), то представляется, что это не является ограничением для заключения брака в Российской Федерации иностранными гражданами в консульском учреждении, возглавляемом указанным генеральным консулом.
С другой стороны, п.
2 комментируемой статьи в этой части требует уточнения в целях его приведения в соответствие с требованиями международных договоров
Российской Федерации.
<2> См., например: консульские конвенции с Республикой Индия (подп.
"г" п.
1 ст.
31) (Сборник
международных договоров СССР.
Вып.
XLIII.
М., 1989.
С.
35 50); с Республикой Польша (подп.
3 п.
1 ст.
33) (СЗ РФ.
1998.
N 14.
Ст.
1515); с Португальской Республикой (подп.
"d" п.
1 ст.
43) (СЗ РФ.
2003.
N 41.
Ст.
3948); с Итальянской Республикой (подп.
"b" п.
1 ст.
45) (СЗ РФ.
2004.
N 18.
Ст.
1691); и др.
Вместе с тем следует также учитывать, что консульские конвенции РФ могут допускать на взаимной основе заключение и смешанных "консульских браков", при условии что одно из лиц, вступающих в брак, является гражданином государства принадлежности дипломатического представительства или консульского учреждения.
К примеру, такие "консульские браки" допускаются в соответствии с Консульской конвенцией с Турецкой Республикой (подп.
"в" п.
1 ст.
37) <1>.
-------------------------------<1> Сборник международных договоров СССР.
Вып.
XLV.
С.
100 119.
5.
Пункт 2 комментируемой статьи не вводит специальный порядок определения права государства, подлежащего применению к форме, порядку и условиям заключения на территории РФ "консульских браков".
Однако само правило, установленное п.
2 комментируемой статьи, о признании "консульских браков", заключенных на территории РФ в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства, предполагает, что к форме и порядку заключения данных браков не применяется законодательство РФ, т.е.
установленные ст.
ст.
10 и 11 СК РФ требования, связанные с заключением браков в органах записи актов гражданского состояния, не распространяются на "консульские браки".
Данное правило представляет собой исключение из общего требования, установленного п.
1 ст.
156 и п.
2 ст.
1 СК РФ (об определении законодательством РФ формы и порядка заключения брака на территории РФ и о признании только брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния).
Статья 158.
Признание браков, заключенных за пределами территории Российской Федерации Комментарий к статье 158 1.
В большинстве государств, так же как и в России, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются национальным режимом в семейных отношениях, т.е.
на территории данных государств они имеют равные с гражданами этих государств семейные права и несут равные с ними семейные обязанности.
Соответственно, гражданин РФ может заключить брак не только на территории РФ в органах записи актов гражданского состояния (см.
комментарии к ст.
ст.
10 15 СК) либо за ее пределами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ (см.
комментарий к ст.
157 СК), но и в иностранном государстве в том же порядке, в каком заключают браки граждане данного государства.
Возникает вопрос о возможности признания впоследствии в Российской Федерации такого брака, к примеру заключенного в религиозной форме, если такая форма заключения браков возможна в данном государстве, или заключенного без соблюдения установленных законодательством РФ критериев о брачном возрасте.
От вариантов разрешения данного вопроса непосредственно зависит возможность реализации многих прав, основанных на правовом режиме брака: прав на алименты, на долю в наследстве, права собственности на часть совместного имущества и т.п.


[стр.,172]

за разводом, имеют совместное место жительства, а если они совместно уже не проживают или вообще не проживали, то, соответственно, согласно законодательству государства, на территории которого они имели последнее место жительства, или законодательству РФ (см.
комментарий к ст.
161 СК).
-------------------------------<1> Например, для рассмотрения дел о расторжении брака согласно ст.
28 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам применяется законодательство государства участника данной Конвенции, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления.
Если же один из супругов является гражданином одного государства участника данной Конвенции, а второй другого, применяется законодательство государства участника данной Конвенции, компетентный орган которого рассматривает дело о расторжении брака.
При этом необходимо иметь в виду, что расторгнутый на территории РФ брак может быть не признан в иностранном государстве.
К примеру, если в судебном порядке на территории РФ был расторгнут брак между совместно проживавшими в России гражданами Великобритании, где разводу должно предшествовать предварительное раздельное проживание супругов в течение нескольких лет, то такое расторжение брака может быть не признано действительным в Великобритании, поскольку между данным государством и Российской Федерацией не заключен по этому поводу международный договор и Россия не является участницей Конвенции о признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов 1970 г.
<1>.
-------------------------------<1> См.: Международное частное право: Сборник документов.
М.: БЕК, 1997.
С.
674 680.
3.
С учетом п.
1 комментируемой статьи, предусматривающего применение только законодательства РФ, расторжение брака на территории РФ в отличие от заключения брака (см.
комментарий к ст.
157 СК) не может быть произведено в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении иностранного государства.
Такое расторжение брака не может иметь место даже в том случае, если оба супруга являются гражданами государства, назначившего лицо, уполномоченное на дипломатическое или консульское представительство в Российской Федерации и допущенное здесь к выполнению своих функций в качестве главы соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения.
Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ расторжение брака производится либо в органах записи актов гражданского состояния, либо судом (см.
комментарий к ст.
18 СК).
Поэтому никакой другой орган или какое-либо должностное лицо не вправе производить расторжение брака на территории РФ <1>.
Конечно же исключение могут составить только случаи, когда иные правила содержатся в международном договоре РФ.
-------------------------------<1> Пункт "f" ст.
5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
предоставляет консульскому учреждению и дипломатическому представительству право осуществлять консульские функции, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, в том числе и расторжения браков, при условии что в этом случае "ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания".
Аналогичные положения содержат почти все консульские конвенции.
Некоторые конвенции предоставляют консульскому должностному лицу только права по регистрации браков, не упоминая его права по регистрации расторжения браков (см., например, ст.
33 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Польша (СЗ РФ.
1998.
N 14.
Ст.
1515)).
В частности, ст.
45 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Италия предоставляет права консульскому должностному лицу Республики Италия регистрировать на территории РФ расторжение брака между гражданами данного государства в соответствии с законодательством этого государства при условии выполнения указанными гражданами обязанностей по соблюдению формальностей, требуемых законодательством РФ.
Аналогичные положения содержатся в консульских конвенциях РФ, заключенных с Украиной, Республикой Казахстан, Республикой Молдова и некоторыми другими государствами.
4.
Положение п.
1 комментируемой статьи, как и в целом комментируемая статья, оставляет нерешенным коллизионный вопрос, связанный с определением права, подлежащего применению при расторжении браков на территории РФ между иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также между лицами без гражданства.
Представляется, что с учетом установленного п.
1 комментируемой статьи правила о применении законодательства РФ следует разрешать коллизионный вопрос и в отношении указанных браков.
5.
Пункт 1 комментируемой статьи, отсылая к законодательству РФ при определении права, подлежащего применению к расторжению брака, предполагает применение не только норм СК РФ, но и иного законодательства РФ, затрагивающего вопросы расторжения браков, в том числе гражданского процессуального законодательства.
Поэтому необходимо учитывать, что п.
8 ч.
3 ст.
402 ГПК РФ содержит два правовых критерия разграничения международной альтернативной подсудности по делам о расторжении брака, с учетом которых российские суды выясняют, могут ли они рассматривать те или иные иски, когда один или оба супруга являются иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Первый критерий позволяет начать в российском суде дело о разводе независимо от наличия или отсутствия у супругов гражданства того или иного государства только супругу, который проживает в России; второй при условии, что один из супругов является гражданином РФ.
Таким образом, брак между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства, когда они не проживают в Российской Федерации, не может быть расторгнут в судебном порядке на территории РФ.
Не может быть расторгнут брак в судебном порядке также по требованию супруга иностранного гражданина или лица без гражданства, который не проживает в Российской Федерации, несмотря на то что другой супруг является резидентом РФ.
6.
Как это ни парадоксально, но получается, что законодательство РФ в то же время не исключает возможность расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния между иностранным гражданином и лицом без гражданства, между иностранными гражданами или между лицами без гражданства, когда они не проживают в России.
В

[Back]