Проверяемый текст
"ИТОГИ ПРОВАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРЕМЛЯ" / "Независимая газета", 15.07.1999.
[стр. 142]

142 Финансовая зависимость России от Запада в тот период была очень 4 велика, а рычагов политического давления на партнеров не так уж много.
Но все-таки, если миротворческая операция в Косово
являлась важным приоритетом внешней политики России, кое-какие ресурсы для этого можно было бы мобилизовать.
Это и намеченные на осень переговоры по СНВ-2 и СНВ-3, пересмотр Договора по ПРО, в котором крайне заинтересованы США, учет интересов Запада в области контроля над распространением ядерного оружия и ракетных технологий и
другие мероприятия.
Но это, к сожалению, не было использовано, и российская внешняя политика на Балканах не добилась своей цели.
Говоря о главных уроках войны, следует заметить: во-первых, всякий национализм, всякая попытка поставить одну нацию над другой ведут к катастрофе.
Во-вторых, НАТО нарушила все международные нормы и собственный устав, использовала двойной стандарт и вела себя по принципу: цель оправдывает средства.
Подправить, хотя бы частично, неблагоприятные итоги балканского кризиса и российской политики безусловно, является важнейшим внешним приоритетом России.
Ведь речь идет не только о судьбах Югославии и стабильности в регионе.
Дело обстоит гораздо шире
ставкой здесь является вся будущая модель обеспечения безопасности в Европе и прилегающих зонах, утверждение верховенства права над произволом силы, перспективы или сотрудничества, или конфронтации России и НАТО на уровне региональной и глобальной безопасности.
Завтрашний день Европы, перспективы ее развития в XXI веке во многом будут зависеть от того, каким окажется разрешение Балканского кризиса, смогут ли западные страны и Россия нейтрализовать политический ущерб их отношениям, нанесенный агрессией НАТО в Югославии.
Проблема нормализации обстановки на Балканах долгосрочный вызов общеевропейской стабильности и безопасности.
Югославский опыт «стабилизации обстановки с применением военной силы» в значительной мере отразился на взаимоотношениях Россия —НАТО, поставил Европу на грань сползания к новой холодной войне, заставил переосмыслить приоритеты в создании новой архитектуры европейской безопасности.
Эйфория по поводу прекращения идеологического противостояния, разделявшего Европу на два лагеря, и надежда на бесконфликтное формирование многополярного мира уступили место озабоченности и неопределенности относительно перспектив грядущего миропорядка.
После Второй мировой войны Европа не знала авианалетов и ракетнобомбовых ударов.
На фоне столь продолжительного периода мирного развития Европы, события в Югославии могут расцениваться как попытка крупнейшего со времен Ялтинской и Потсдамской конференций передела мира с использованием военной силы.
[стр. 23]

Похоже, демонизация Милошевича и продолжающееся его преследование со стороны Запада объясняется и тем, что таким путем задним числом хотят оправдать противоправные и разрушительные акции НАТО, принесшие гуманитарный, материальный и политический ущерб, совершенно несоизмеримый с публично провозглашенными целями.
Что касается российской политики, то приведенный анализ ее плачевных итогов нужен вовсе не для того, чтобы сыпать соль на раны или кого-то обидеть или обвинить персонально.
Это необходимо потому, что самообман сейчас пагубен как никогда, ибо перед Москвой стоит крайне трудная дилемма.
Остаться в Косово в заведомо неэффективном и дорогостоящем мероприятии и тем самым постфактум легализовать все предшествовавшие действия НАТО, стать невольным, хоть и пассивным соучастником дальнейшей линии на расчленение СРЮ? Или демонстративно уйти, раз не удалось добиться организации миротворческой операции должным образом? Второе означало бы окончательно оставить сербов один на один с НАТО, лишить их всякой поддержки и надежды, толкнуть к отчаянному самоубийственному сопротивлению всеми средствами и способами.
Первое ужасно, а второе еще хуже.
Выход из этой шахматной "вилки" может состоять только в том, чтобы после окончания развертывания российских сил поставить со всей определенностью вопрос перед НАТО о пересмотре хельсинкской военно-технической договоренности, если и дальше будет де-факто саботироваться резолюция 1244.
В первую очередь нужно добиться новой нарезки секторов с выделением России самостоятельного сектора на северо-западе Косово, примыкающего к центральной Сербии.
Туда могли бы вернуться сербские беженцы, не боясь, что их отрежут от остальной Сербии и будут, как сейчас, расстреливать на дорогах.
Там российский контингент не был бы распылен и изолирован.
Могут сказать: это раздел Косово на сербскую и албанскую части.
Конечно, такой вариант нежелателен.
Но он много более предпочтителен, чем создание чисто албанского края и отделение в полном объеме, к чему идет дело сейчас.
Косово не сможет отделиться от Сербии частью своей территории, что, видимо, объясняет столь упорное сопротивление российскому сектору со стороны США, но что вполне соответствует духу и букве резолюции ООН.
Таким образом, наряду с другими мерами, можно было бы остановить дальнейшее расчленение Югославии и дестабилизацию Балкан, способную повлечь новую конфронтацию России и НАТО.
Понятно, что такое предложение будет встречено в штыки Вашингтоном, и просто на основе логики и фактов, апеллируя к духу резолюции 1244, ничего не добьешься.
Финансовая зависимость России от Запада очень велика, а рычагов политического давления на партнеров не так уж много.
Но все-таки, если миротворческая операция в Косово
является важным приоритетом внешней политики России, кое-какие ресурсы для этого мобилизовать можно.
Это и намеченные на осень переговоры по СНВ-2 и СНВ-3, пересмотр Договора по ПРО, в котором крайне заинтересованы США, учет интересов Запада в области контроля над распространением ядерного оружия и ракетных технологий и
так далее.
Возможность подправить, хотя бы частично, плачевные итоги балканского кризиса и российской политики безусловно является важнейшим приоритетом.
Речь идет не только о судьбах Югославии и стабильности в регионе.
Дело обстоит гораздо шире
на кон поставлена вся будущая модель обеспечения безопасности в Европе и прилегающих зонах, утверждение верховенства права над произволом силы, перспективы сотрудничества или конфронтации России и НАТО на уровне региональной и глобальной безопасности...
Сможет ли решить такую задачу Москва другой вопрос.
Ведь ход событий на Балканах во многом был предопределен провальной политикой Кремля.
Но если еще остается хоть малейший шанс, его нельзя не использовать.
"Независимая газета", 15.07.1999 http://ftp.nns.ru/press-file/yugoslavia/exp/238.html

[Back]