Проверяемый текст
Косово. Международные аспекты кризиса. M., 1999.
[стр. 35]

35 можно говорить о начале осуществления идеи колонизации этой территории албанцами74.
12 августа 1941 указом итальянского короля Виктора-Эммануила III на оккупированных албанских территориях учреждалось великое герцогство Албания, включающее также в себя территории Метохии, центрального Косово, западной части Республики Македония и восточной Черногории.
В первые же месяцы оккупации десятки тысяч домов сербских поселенцев были сожжены албанцами, а сами сербы были депортированы.
За время войны около 100 тысяч сербов покинули Косово и бежали в Сербию и Черногорию.
Около 10 тысяч сербов погибли от рук албанцев.
Дома и усадьбы беженцев занимали албанцы, прибывавшие из Албании в соответствии с планом правительства Муссолини.
Всего в Косово за период войны расселилось от 80 до 100 тысяч албанцев .
Особый статус территориальной политической единицы Косово и Метохия получили только после образования
Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ) в 1945-1946 гг.
Декларация о провозглашении ФНРЮ была принята Учредительной скупщиной 29 ноября 1945 г.
Каждое послевоенное десятилетие повышало статус Косово и приносило существенное расширение автономии от автономной области в составе Сербии в 1945 г.
до автономного края с широчайшими полномочиями, фактически самостоятельного субъекта федерации, в 1974 г.

Историческая область Косово, большая часть которой вошла в состав Автономной области Косово и Метохия и, согласно Конституции ФНРЮ, принятой 31 января 1946 г., стала частью Народной Республики Сербии,
привлекает пристальное внимание международной общественности в течение последних десяти лет.
С конца 90-х годов XX в.
косовские албанцы не участвовали в переписи населения, поэтому данные об их численности разнятся.
По одним источникам, в 1981 г.
население Автономного края Косово составляло 1584 тыс.
человек, из которых албанцев было 1227 тыс.(77,4%),
а сербов 209 тыс.
(13,2%).
Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн.
человек.

По другим сведениям, это соотношение имеет более благоприятный для сербов характер: согласно последним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае около 917 тыс.

человек (66%), сербов, черногорцев и тех, кто считает себя югославами, насчитывается 250 тыс.
74 Павловсц Ю.С.
Проблема албанского меньшинства Косово и Метохии в контексте югославскоалбанских отношений (1941-1945) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории.
Вып.
6 (специальный).
Материалы межд.
науч.
семинара «Свое» и «Чужое» в исследовательском поле «истории пограничных областей», Пятигорск, 16-18 апреля 2004 г.
/Под ред.
Т.А.
Булыгиной и др..
Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
С.
181-185.п г Шестаков А.
Геноцид сербского населения Косово и Метохии во время Второй мировой войны // Православие.
2003.
16 января.
[стр. 25]

Косово: международные аспекты кризиса 36 дерации», ядром которой должна была стать Югославия, чем область Косово в составе Сербии.
Он готов был ею пожертвовать, чтобы сде лать свои планы привлекательными для Албании.
Майор Дж.
Х.
Мей джор, член британской военной миссии в Сербии, записал в конце 1944 г.: «Я верю в заявление Тито, что его не интересует будущее Косо во, которое он отдал бы Албании, если бы она этого захотела» 14 .
Э.
Ход жа подтвердил такое желание, дословно повторив слова И.
Тито из его письма в ЦК ВКП(б): «Косово принадлежит Албании и должно быть присоединено к Албании.
Мы желаем этого от всей души, но в настоя щий момент не можем этого допустить, потому что реакция велико сербов еще очень сильна» 15 .
Идея федерации долго оставалась для И.
Тито актуальной, и он продолжал делать все для сближения двух стран.
В 1946—1947 гг.
было заключено 46 договоров, которые факти чески устанавливали единую экономическую политику Албании и Юго славии.
Договоры о сотрудничестве и соглашение об отмене виз соот ветствовали планам И.
Тито «принять все меры к сближению населе ния Косово и Метохии с населением Албании» 16 .
Югославские уче ные оценивают такую политику как ущемление прав прежде всего сербского населения.
Одни полагают, что для И.
Тито «Косово было каналом по овладению Албанией и одновременно способом разруше ния исторического сознания сербского народа» 17 , другие видят в этом «стратегию ослабления сербского фактора в будущей Югославии» 18 , третьи отмечают стремление уменьшить территорию Сербии под влия нием синдрома «великосербской угрозы» 19 .
Особый статус территориальной политической единицы Косово и Метохия получили только после образования
ФНРЮ в 1945—1946 гг.
19а Каждое послевоенное десятилетие повышало статус Косово и прино сило существенное расширение автономии — от автономной области в составе Сербии в 1945 г.
до автономного края с широчайшими пол номочиями, фактически самостоятельного субъекта федерации, в 1974 г.

Проблема Косово в социалистической Югославии Последние двадцать лет косовские албанцы не участвовали в переписи населения, поэтому данные об их численности разнятся.
По одним источникам, в 1981 г.
население Автономного края Косово со ставляло 1584 тыс.
человек, из которых албанцев было 1227 тыс.,
или

[стр.,26]

37 77,4%, а сербов — 209 тыс., или 13,2% 20 .
Сами албанцы считают, что их в крае около 2 млн человек
21 .
По другим сведениям, это соотношение имеет более благоприятный для сербов характер: согласно последним данным Статистического управления Югославии, албанцев в крае око ло 917 тыс.,
или 66%.
Сербов, черногорцев и тех, кто считает себя юго славами, насчитывается 250 тыс.

Кроме того, в этой небольшой про винции проживают 72 тыс.
мусульман 22 , 21 тыс.
турок, 97 тыс.
цыган 23 .
В социалистической Югославии строительству федеративных отно шений всегда уделялось большое внимание.
В развитии югославского федерализма, в том числе и во взаимоотношениях республик и краев, можно выделить несколько этапов.
Первый этап (1943—1950 гг.) связан с теоретической разработкой и строительством централистско административной системы власти в федеративном государстве.
Первая Конституция ФНРЮ (1946 г.) ис пытала на себе сильное влияние Конституции СССР 1936 г.
Она окон чательно утвердила федеративный строй, провозгласив Югославию «союзным государством республиканского типа, объединением равно правных народов, которые на основе права на самоопределение, вклю чая право на отделение, выразили свою волю жить совместно в феде ративном государстве».
Союзными единицами становились республи ки как содружества проживающих на их территориях народов и нацио нальных меньшинств.
Сербия была конституирована как сложная федеральная единица.
Воеводина, где проживало около 500 тыс.
венг ров, и Косово и Метохия (Космет) получили статус автономных об ластей в составе Сербии.
Отношения между республиками и федераль ными органами в этот период строились на приоритете центральной власти.
Косовские албанцы не были довольны своей судьбой в составе но вой Югославии.
Во всяком случае, в этом уверял руководство СССР Э.
Ходжа, писавший в ЦК ВКП(б) в 1949 г.
о том, что «...демократиче ские и национальные права албанского национального меньшинства Косово и Метохии совершенно не соблюдаются.
Никакой связи с Ал банией!» 24 .
В этот период именно связь с Албанией и осуществление возможности присоединения к Албании стали для албанцев основны ми критериями «уровня демократии» в крае.
Предоставление Косово автономии, открытие албанских школ в Косово и Метохии Э.
Ходжа расценил как демагогию, поскольку «их идеал — соединение с Алба нией — остался неосуществленным» 25 .
После 1948 г.
он считал, что Динамика косовского кризиса и политика России

[стр.,68]

79 Исторический контекст Историческая область Косово, большая часть которой вошла в состав Автономной области Косово и Метохия и, согласно Консти туции ФНРЮ, принятой 31 января 1946 г., стала частью Народной Рес публики Сербии 1 , привлекает пристальное внимание международной общественности в течение последних десяти лет.
В средствах массовой информации драматическое развитие событий в этом крае характери зуется и как межэтнический конфликт, и как столкновение идей Вели кой Албании и Великой Сербии, и как религиозное противостояние мусульман и православных, и как проявление сепаратизма, поощряе мого Вашингтоном, Бонном и даже Ватиканом (несмотря на то, что папа Иоанн Павел II и скончавшаяся в 1997 г.
настоятельница католи ческого Ордена милосердия мать Тереза, албанка по происхождению, неустанно призывали к прекращению кровопролития на Балканах).
Все эти интерпретации содержания конфликта имеют один изъян — они практически не принимают во внимание албанскую сторону, не учи тывают интересы и мнения самого албанского населения Косово (ко соваров), их взгляды на происходящее.
А ведь речь идет о судьбе двух миллионного народа, второго по численности в современной Югосла вии.
Истоки косовского конфликта уходят вглубь веков и коренятся в истории борьбы албанского народа за независимость против инозем ных захватчиков.
Вместе с тем выработка рекомендаций по преодолению кризиса не возможна без знания и понимания того, как народы, жившие в тече ние многих веков на относительно небольшой по площади террито рии Косово, боровшиеся против общих врагов в средние века и в но Г Л А В А 2 Конфликт в Косово как часть «албанского вопроса» Н и н а С М И Р Н О В А

[Back]