Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 75]

С одной стороны, имеется достаточно большая группа фермеров (от 40 до 60% от общего их числа), которые в течение многих лет балансирует фактически на грани банкротства это так называемые «фермеры поневоле».
Для них главным является невозможность приобретения дополнительной земли.

Именно потенциальную возможность «по хорошей цене» продать
собственную землю они рассматривают как шанс «последней надежды», который позволит им хоть на какое то время уйти от беспросветной нищеты и рассчитаться с долгами.
Правда, достаточно вразумительных ответов о том, что же будет дальше, когда эти деньги закончатся, получить как правило, не удается.

Главное опасение для них состоит в том, что их надежды на высокую цену не оправдаются (окажется, что таких же, как они, желающих продать землю окажется слишком много или под давлением криминала землю придется отдавать за бесценок).

Ые добавляет оптимизма фермерам этой группы очень противоречивый опыт продажи земель сельскохозяйственного назначения, накопленный в соседней Саратовской области.
На противоположной стороне от «фермеров поневоле» находятся сравнительно успешно хозяйствующие фермеры
(10-15%).
Их заинтересованность в купле-продаже земли состоит в том, что они надеются на то, что при массовом предложении к продаже земельных долей цена на землю неизбежно упадет.
Следовательно,
появиться реальная возможность значительно расширить площади землевладения по минимальной цене.
Эта часть фермеров исходит из того, что в частности, старики-пенсионеры будут вполне удовлетворены ценой за свои земельные доли,
но готовы и имеют объективную возможность платить за нее и больше ( до 8000-8500 руб./га).
При этом, как правило, речь не идет об объективной необходимости расширения площади землепользования
это, особенно для этой группы фермеров, проблемой не является.
Как уже отмечалось, предложений по аренде и на очень льготных условиях
с избытком.
Суть в ином: фермеры этой группы
уверенны в том, что им удастся приобрести землю, особенно у стариков пенсионеров, по очень низкой цене, в то же время несопоставимо более высокой, чем покупали 75
[стр. 15]

определяемом дольщи ком.
Правда, практически вероятность такого развития событий ничтож на, но теоретически это так.
Расширение фермерского землепользования за счет покупки земель сельскохозяйственного назначения пока распространения не получило.
Очевидно, что если ни областное, ни федеральное законодательство не предусматривало такой возможности, то его, по крайней мере официаль но, и не могло быть вплоть до 2004 г.
Но мы полагаем, что нет и объек тивных причин, которые бы способствовали стремлению фермеров имен но к покупке земли.
Так, во-первых, за период с 1990 по 2005 годы в Там бовской области посевные площади в хозяйствах всех категорий сократи лись на 751,8 тыс.
га.
Это почти в три раза больше (252,6 тыс.
га), чем ис пользовалось земли для посева в 2005 г.
всеми фермерами области.
Сле довательно, фактически неиспользуемой земли имеется с избытком.
Во вторых, при избыточном предложении земли на условиях достаточно не обременительной аренды объективной потребности в этом тоже нет.
В третьих, фермеры, как правило, не располагают свободными средствами на эти цели.
В-четвертых, нет средств у потенциальных продавцов зе мельных долей, необходимых для выделения своих земельных участков, а без этого ни продавать, ни покупать землю невозможно.
В целом отношение фермеров к возможности купли-продажи зе мель сельскохозяйственного назначения достаточно противоречиво.
Оче видно, что однозначного отношения к этой проблеме нет, точка зрения по этому вопросу одного и того же фермера даже в рамках непродолжитель ной беседы может меняться несколько раз на прямо противоположную.
Тем не менее можно выделить следующие четыре группы фермеров, имеющих более или менее сходную точку зрения по этой проблеме.
С одной стороны, мы видим очень большую группу фермеров (от 40 до 60% от общего их числа), которые в течение многих лет балансиру ют фактически на грани банкротства – это так называемые «фермеры по неволе».
Для них главным является не возможность приобретения допол нительной земли
в собственность, а возможность продать собственную землю.
Именно потенциальную возможность «по хорошей цене» продать
20 Ретроспективный экономический анализ деятельности фермерских хозяйств собственную землю они рассматривают как шанс «последней надежды», который позволит им хоть на какое-то время уйти от беспросветной ни щеты и рассчитаться с долгами.
Правда, достаточно вразумительных отве тов о том, что же будет дальше, когда эти деньги закончатся, получить, как правило, не удается.

Обычно довольно абстрактно заявляется сле дующее: сменю место жительства, займусь другим делом, этих денег мне на всю оставшуюся жизнь хватит и т.п.


[стр.,16]

Главное опасение для них состоит в том, что их надежды на высо кую цену не оправдаются (окажется, что, таких же, как они, желающих продать землю окажется слишком много или под давлением криминала землю придется отдавать за бесценок).
Не добавляет оптимизма фермерам этой группы очень противоречивый опыт продажи земель сельскохозяй ственного назначения, накопленный в соседней Саратовской области.
Подчеркнем, что будоражащая воображение этой группы фермеров информация о ценах на землю в Подмосковье является важным фактором, способствующим тому, что они, несмотря ни на что, официально не пре кращают деятельность своих хозяйств.
На противоположной стороне от «фермеров поневоле» находятся сравнительно успешно хозяйствующие фермеры
(10–15%).
Их заинтере сованность в купле-продаже земли состоит в том, что они надеются на то, что при массовом предложении к продаже земельных долей цена на зем лю неизбежно упадет.
Следовательно,
появится реальная возможность значительно расширить площади землевладения по минимальной цене.
Эта часть фермеров исходит из того, что, в частности, старики-пенсионе ры будут вполне удовлетворены ценой за свои земельные доли,
равной затратам на их достойные похороны, но готовы и имеют объективную возможность платить за нее и больше (до 1000–1500 руб./га).
При этом, как правило, речь не идет об объективной необходимо сти расширения площади землепользования
это, особенно для этой группы фермеров, проблемой не является.
Как уже отмечалось, предложе ний по аренде и на очень льготных условиях
с избытком.
Суть в ином: фермеры этой группы
уверены в том, что им удастся приобрести землю, особенно у стариков-пенсионеров, по очень низкой цене, а вот они сами, скорее всего, будут ее перепродавать уже по цене, несопоставимо более высокой, чем покупали сами.
У некоторых из них свежо в памяти воспо минание о том, как успешно они распорядились в недавнем прошлом при ватизационными чеками (ваучерами), скупленными за бесценок у стари ков-пенсионеров.
Эта группа фермеров видит возможность в грядущей Земельные отношения и объемы землепользования массовой купле-продаже земли сельскохозяйственного назначения еще один шанс проявить свою предпринимательскую активность.
Что их настораживает и вызывает опасения? Прежде всего, как ак тивно будет использовать эти же возможности крупный и особенно кри минальный капитал.
Они прекрасно понимают, что достойно конкуриро вать с подобного рода участниками земельного рынка они не в состоянии.

[Back]