Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 76]

сами.
У некоторых из них свежо в памяти воспоминание о том, как успешно они
распоряжались в недавнем прошлом приватизационными чеками (ваучерами), скупленными за бесценок у стариков-пенсионеров.
Это группа фермеров видит 76 возможность в грядущей массовой купле-продаже земли сельскохозяйственного назначения еще один шанс проявить свою предпринимательскую активность.
[1591.
Третья часть фермеров (20-30%) занимает промежуточное положение между указанными выше двумя группами.
Они не расстались с надеждой на успешное ведение собственного хозяйства или понимают безальтернативность своего положения.
Эта часть фермеров, по крайней мере, в ближайшей перспективе, не планирует ни продавать землю, ни приобретать ее.
Их интерес основан на предположении о том, что купля-продажа земли позволит пусть не им, но их наследникам воспользоваться этим правом.
Они прекрасно осознают, что ничего кроме земли передать своим наследникам не смогут.
Это очень симптоматично, но эта часть фермеров не хочет, чтобы их дети продолжали их дело, работая на земле.
А вот различных опасений у них
много.
Прежде всего, они боятся того, что активная купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения приведет к существенному сокращению
предложении по аренде земельных долей, возрастает арендная плата, повысится земельный налог и т.п.
Особую часть составляет крайне немногочисленная четвертая группа фермеров
(1-3%), которая категорически возражает против купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.
К ней относятся фермеры, которые уже сейчас, как правило, на условиях аренды имеют в своем пользовании тысячи гектаров земли, которая активно используется для производства сельскохозяйственной продукции.
Обычно такие фермеры арендуют земельные доли у всех жителей сравнительно отдаленного населенного пункта (бывшие бригады или отделения крупных сельскохозяйственных предприятий, особенно из числа тех, которые практически прекратили свою деятельность).
В этом случае арендная плата за землю существенно ниже, потому что жители такого населенного пункта находятся в безвыходной ситуации и очень заин
[стр. 16]

Главное опасение для них состоит в том, что их надежды на высо кую цену не оправдаются (окажется, что, таких же, как они, желающих продать землю окажется слишком много или под давлением криминала землю придется отдавать за бесценок).
Не добавляет оптимизма фермерам этой группы очень противоречивый опыт продажи земель сельскохозяй ственного назначения, накопленный в соседней Саратовской области.
Подчеркнем, что будоражащая воображение этой группы фермеров информация о ценах на землю в Подмосковье является важным фактором, способствующим тому, что они, несмотря ни на что, официально не пре кращают деятельность своих хозяйств.
На противоположной стороне от «фермеров поневоле» находятся сравнительно успешно хозяйствующие фермеры (10–15%).
Их заинтере сованность в купле-продаже земли состоит в том, что они надеются на то, что при массовом предложении к продаже земельных долей цена на зем лю неизбежно упадет.
Следовательно, появится реальная возможность значительно расширить площади землевладения по минимальной цене.
Эта часть фермеров исходит из того, что, в частности, старики-пенсионе ры будут вполне удовлетворены ценой за свои земельные доли, равной затратам на их достойные похороны, но готовы и имеют объективную возможность платить за нее и больше (до 1000–1500 руб./га).
При этом, как правило, речь не идет об объективной необходимо сти расширения площади землепользования – это, особенно для этой группы фермеров, проблемой не является.
Как уже отмечалось, предложе ний по аренде и на очень льготных условиях – с избытком.
Суть в ином: фермеры этой группы уверены в том, что им удастся приобрести землю, особенно у стариков-пенсионеров, по очень низкой цене, а вот они сами, скорее всего, будут ее перепродавать уже по цене, несопоставимо более высокой, чем покупали сами.
У некоторых из них свежо в памяти воспо минание о том, как успешно они
распорядились в недавнем прошлом при ватизационными чеками (ваучерами), скупленными за бесценок у стари ков-пенсионеров.
Эта группа фермеров видит возможность в грядущей Земельные отношения и объемы землепользования массовой купле-продаже земли сельскохозяйственного назначения еще один шанс проявить свою предпринимательскую активность.
Что их настораживает и вызывает опасения? Прежде всего, как ак тивно будет использовать эти же возможности крупный и особенно кри минальный капитал.
Они прекрасно понимают, что достойно конкуриро вать с подобного рода участниками земельного рынка они не в состоянии.


[стр.,17]

Третья часть фермеров (20–30%) занимает промежуточное положе ние между указанными выше двумя группами.
Они не расстались с наде ждой на успешное ведение собственного хозяйства или понимают безаль тернативность своего положения.
Эта часть фермеров, по крайней мере в ближайшей перспективе, не планирует ни продавать землю, ни приобре тать ее.
Их интерес основан на предположении о том, что купля-продажа земли позволит пусть не им, но их наследникам воспользоваться этим правом.
Они прекрасно осознают, что ничего кроме земли передать своим наследникам не смогут.
Это очень симптоматично, но эта часть фермеров не хочет, чтобы их дети продолжали их дело, работая на земле.
А вот различных опасений у них
очень много.
Прежде всего они боятся того, что активная купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения приведет к существенному сокращению
предложений по аренде земельных долей, возрастет арендная плата, повысится земельный налог и т.д.
Особую часть составляет крайне немногочисленная четвертая группа фермеров
(1–3%), которая категорически возражает против купли продажи земель сельскохозяйственного назначения.
К ней относятся фер меры, которые уже сейчас, как правило, на условиях аренды имеют в сво ем пользовании тысячи гектаров земли, которая активно используется для производства сельскохозяйственной продукции.
Обычно такие фермеры арендуют земельные доли у всех жителей сравнительно отдаленного насе ленного пункта (бывшие бригады или отделения крупных сельскохозяйст венных предприятий, особенно из числа тех, которые практически пре кратили свою деятельность).
В этом случае арендная плата за землю существенно ниже, потому что жители такого населенного пункта находятся в безвыходной ситуации и очень заинтересованы
в сотрудничестве с таким крупным арендатором.
Наряду с арендной платой у них появляется возможность хотя бы частич ного трудоустройства; активизируется работа на собственном подворье – есть, чем вспахать огород, накормить скот; оживает социальная инфра структура; что крайне важно, появляется возможность неформального 22 Ретроспективный экономический анализ деятельности фермерских хозяйств перераспределения производимой продукции за рамками оговоренной арендной платы.
Позиция таких фермеров строится на осознании того факта, что любое дополнительное вложение средств на приобретение земли исклю чает их

[Back]