Проверяемый текст
Черепанова, Елена Викторовна; Перестройка системы власти и государственного управления СССР в первый период Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 45]

функционировала Ставка Верховного Главнокомандования во главе (с 1915 г.) с императором Николаем Вторым.
Ставку образца 1941 г.
по предложению И.Сталина возглавил нарком обороны С.Тимошенко.
Г.Жуков в своих воспоминаниях пишет: «Следовало бы принять наш проект, в котором предусматривалось назначение Главнокомандующим И.В.Сталина.
Ведь при существовавшем тогда порядке так или иначе без И.В.Сталина нарком С.К.Тимошенко самостоятельно не мог принимать принципиальных решений.
Получилось два главнокомандующих: нарком С.К.Тимошенко юридический, в соответствии с постановлением, и И.В.Сталин фактический.
Это усложняло работу по управлению войсками и неизбежно приводило к излишней трате времени на выработку решений и отдачу распоряжений.
Предлагали мы также в состав Ставки включить первого заместителя начальника Генерального штаба Н.Ф.Ватутина.
Но И.В.Сталин не согласился»21.
Почему И.Сталин не встал во главе Ставки Главного Командования и не взял на себя полномочия Главнокомандующего в самом начале войны? В исторической литературе высказываются различные версии на этот счет, из которых основных две.
Первая уже на второй день военных действий вождь, даже в условиях отсутствия информации с фронтов, благодаря своей политической интуиции понял, что война будет развиваться по непредсказуемому
для него сценарию.
Так, 23 июня 1941 г.
при обсуждении вопроса о создании Ставки ГК, И.Сталин из своего
кремлевского кабинета попытался связаться по телефону с командующими фронтами и выяснить, что в данный момент происходит у наших западных границ.
Но его попытка оказалась 21 Жуков Г.К Воспоминания и размышления.
В 2 т.
М., 2002, С.
312.
[стр. 90]

Первая уже на второй день военных действий вождь, даже в условиях отсутствия информации с фронтов, благодаря своей политической интуиции понял, что война будет развиваться по непредсказуемому сценарию.
Так, 23 июня 1941 г.
при обсуждении вопроса о создании Ставки ГК, И.Сталин из своего
кабинета попытался связаться по телефону с командующими фронтами и выяснить, что в данный момент происходит у западных границ.
Но его попытка оказалась безуспешной.
Вождь понял: потеря управления войсками грозит развалом фронта92.
В этих условиях брать всю ответственность на себя за неудачное начало войны Сталин не хотел.
Его действия были по-своему логичны: назначением Тимошенко на пост главы Ставки ГК он снимал с себя ответственность за неудачное начало войны.
Молотова, как Наркома иностранных дел, который подписал в 1939 г.
пакт о ненападении с Германией, вождь «назначил» ответственным за провал советской дипломатии, поручив ему выступить перед народом по радио в самый трудный день день начала войны93.
Вторая версия И.Сталин, как и его политическое окружение, в условиях полного отсутствия информации о событиях на фронте, утром 23 июня не владели обстановкой и по-прежнему считали, что в ходе приграничных сражений враг будет остановлен, разбит и военные действия будут развиваться по плану нашего Генерального штаба и согласно сталинскому сценарию.
В этих условиях, по мысли вождя, когда война будет решительной и скоротечной, нет необходимости объединять политическое и военное руководство.
Вся ответственность за ведение и, главное, результаты боевых действий будет лежать на военном командовании, а общее руководство, контроль и оценка 89 ,г А лександров А .А .
Битва Ставок: Великое противостояние.
1941-1945.
М ., 2 0 0 3 .-С .2 4 .
п Залесский С.
Если бы у вождя заболел з у б // Аргументы и Ф акты .2 0 0 1 ,N“2 5 .
С.
14.

[Back]