Проверяемый текст
Гриб, Петр Владимирович. Управление устойчивым социально-экономическим развитием региона (Диссертация 2003)
[стр. 27]

Абсолютным лидером по данному показателю является Москва (0.52), далее следует Санкт-Петербург (0,44).
Краснодарский край (0;41) имеет значение показателя, близкое к среднероссийскому.
В то же время в регионах, для которых характерен более низкий уровень социально-экономического развития например, республика Ингушетия (0,33) илиСеверная Осетия (0.36), значение коэффициента Джини является более низким.
При этом в расчет не берутся неформальные доходы населения, которые также являются существенно дифференцированными по различным регионам.
Таким образом, очевидно, что проблемы, накопленные в экономике российских регионов за весь исторический путь их развития, привели к неравномерности развития, существенным разрывам уровня жизни, и как следствие, возникновению структурных дисбалансов во всех сферах экономической и социальной активности.
Возможно ли выровнять российские регионы по темпам экономического роста? Является ли эффективной государственная полигика, направленная на бюджетную поддержку одних регионов за счет других? Очевидно, что в настоящее время происходит изменение приоритетов государственной региональной политики.
Поддержка региональных программ и проектов в большей степени становится целевой.
В этих условиях важно предусмотреть меры, направленные на обеспечение сбалансированности развития региональных социально-экономических систем.
Проблема обеспечения сбалансированного развития региона требует разработки теоретического и методологического аппарата, чему посвящены последующие разделы работы.
1.1.2.
Понятие и сущность сбалансированного развития В настоящее время — и в экономической теории, и на практике — все большее распространение получает территориально-отраслевой подход к развитию экономики, основанный на том, что важную роль в этом процессе играют географические (территориальные, местные) факторы..
«Произвольно» складывающиеся вокруг предприятий, способных к конкуренции, сети смежников образуют многоотраслевые, мобильные и восприимчивые ко
все27
[стр. 9]

международной конкуренции» [102].
Российская экономика в целом не отвечает этой характеристике.
По данным ОЭСР, по размеру валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательской способности валют (ППС) Россия в 2001 году занимала 7-с место в мире (10-е, если учитывать экономики Китая, Индии и Бразилии, не входящих в программу международных сопоставлений ОЭСР).
Если сопоставлять размеры ВВП по номинальному валютному курсу, наша страна оказывается на 18-м месте.
По стандартному же показателю благосостояния населения уровню ВВП по ППС на душу населения Россия оказывается на 40-м месте, пропустив вперед не только большинство стран Европы, но и страны Балтии [35].
Как отмечают специалисты, «особенностью сегодняшней ситуации в экономике является неустойчивый баланс между узкой группой экспортоориентированных сырьевых производств, где сохраняются тенденции к росту (это прежде всего топливная промышленность и черная металлургия), и группой отраслей конечного спроса, где доминирующая тенденция либо стагнация, либо спад.
Наиболее тяжелая ситуация в конце прошлого года сложилась в химии и нефтехимии, промышленности строительных материалов и машиностроении» [28].
Таким образом, характер российской экономики продолжает оставаться «сырьевым», что снижает ее устойчивость и конкурентоспособность.
Однако тенденции 2003 года позволяют надеяться, при соответствующей государственной экономической политике, на преодоление структурных диспропорций.
«...Новые рубли не заболачивают экономику, а абсорбируются...
Активно инвестируют уже не только сырьевики, а чуть ли не все отрасли...
Из семи процентов роста в первом полугодии на долю сырьевиков приходится треть...»[65] В настоящее время и в экономической теории, и на практике все большее распространение получает территориально-отраслевой подход к развитию экономики, основанный на том, что важную роль в этом процессе играют географические (территориальные, местные) факторы.
«Произвольно» складывающиеся вокруг предприятий, способных к конкуренции, сети смежников образуют многоотраслевые, мобильные и восприимчивые ко
всему новому территориально-производственные комплексы (кластеры), которые становятся движущей силой развития национальных и региональных (в масштабе страны) экономик [92].

[Back]