деятельностного подхода. Человек, по Б.Г. Ананьеву, в своей жизни имеет огромное число отношений с «миром предметов» и «миром людей»; основной механизм, с помощью которого устанавливаются и формируются эти отношения — это деятельность (труд, познание, общение) [1969]. Вынесение общения в качестве одной из главных деятельностей проливает свет на влияние общения на поведение и развитие психического мира человека. Им же была поставлена проблема зависимостей, связывающих обособленные внутренние и внешние характеристики взаимодействия людей с содержательными и динамическими проявлениями психических процессов, состояний и свойств, участвующих в общении людей. Это чётко намеченная проблема в дальнейшем получила достойное освещение в исследованиях общения А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, Т.П. Гавриловой и др. Важно также отметить, что Б.Г. Ананьев обозначил проблему избирательности в общении, «Самое важное критерий избирательности в общении, мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объём общительности. В одной ситуации человек оказывается общительным, а в другой замкнутым, это целиком определяется мотивами его деятельности» [1980; т.2, с.65]. Тем самым, он вплотную подошёл к проблеме количественного и качественного оптимума общения для нормального развития личности. Зависимости личностных особенностей от протекания процесса общения и, обратная сторона, влияние фактора индивидуальности на проявление общительности, т.е. словами Б.Г. Ананьева, «взаимозависимость между... коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения» [1969; с. 315]. Проблема, общения^ особенно остро проявляется в трудах В.Н. ■ * Мясшцева [1960]. Имея богатейший клинический опыт работы с неврозами, им было убедительно доказано воздействие общения на те, или иные психические процессы, состояния и свойства личности. Причём, это общение может носить как конструктивный . гармоничный характер, так и деконструктивный, агармоничный; в последнем случае мы можем говорить не собственно об общении, а о контактности, манипуляции и т.д. В.Н. 16 |
деятельностного подхода. Человек, по Ананьеву, в своей жизни имеет огромное число отношений с «миром предметов» и «миром людей»; основной механизм, с помощью которого устанавливаются и формируются эти отношения это деятельность (труд, познание, общение) (1969). Вынесение общения в качестве одной из основных деятельностей проливает свет на влияние общения на поведение и развитие психического мира человека. Им же была поставлена проблема зависимостей, связывающих обособленные внутренние и внешние характеристики взаимодействия людей с содержательными и динамическими проявлениями психических процессов, состояний и свойств, участвующих в общении людей. Важно также отметить, что Б.Г. Ананьев обозначил проблему избирательности в общении: «Самое важное — критерий избирательности в общении, мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объём общительности. В одной ситуации человек оказывается общительным, а в другой —замкнутым, это целиком определяется мотивами его деятельности» (1980, т. 2, с. 65). Тем самым, он вплотную подошёл к исследованию проблемы оптимума общения для нормального развития личности, а также зависимости личностных особенностей субъекта от протекания процесса общения и влияние фактора индивидуальности на проявление общительности, т.е. словами Б.Г. Ананьева, «взаимозависимость между... коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения» (1969, с. 315). Большое значение проблеме влияния общения на личность человека придаёт В.Н. Мясищев (1960). Имея богатейший клинический опыт работы с неврозами, им было убедительно доказано воздействие общения на те или иные психические процессы, состояния и свойства личности. Причём, это общение может носить как конструктивный гармоничный характер, так и деконструктивный, агармоничный; в последнем случае мы можем говорить не собственно об общении, а о контактности, манипуляции и т.д. В.Н. Мясищев выделил обращение человека к человеку в качестве исходной единицы общения и отношения: «если разработка проблемы общения без |