общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений» [1998; с. 89]. Но оттого, что общественные отношения непосредственно не даны, не значит, что их роль в системе общения умаляется, ничуть, межличностные отношения входят, как часть в целое, во все общественные отношения (образно говоря, как кровь в системе кровеносных сосудов) и какую в действительности направленность приобретут межличностные отношения, зависит от общественных отношений. Поэтому человек одновременно является субъектом и межличностных отношений, а через них и субъектом общественных отношений, реализующихся в общении. Следовательно, какие бы не были отношения, взаимодействия человека с миром или с другими людьми в рамках общественных или межличностных отношений; индивид, и в этом надо полностью согласиться с А.В. Брушлинским [1988], социален, т.е. обладает изначально социально-субъективной сущностью. Представленный обзор различных концептуальных подходов, научных школ и направлений на проблему общения (выведение общения из категории деятельности или, наоборот, несводимости общения к деятельности, компромиссные варианты рассмотрения взаимосвязи общения и деятельности и т.д.) всё это убедительно показывает, насколько сложна, многогранна и актуальна данная проблематика. В психологическом словаре [1996; с. 232 233] приводится определение общения, характеризующее наиболее полно с нашей точки зрения данный феномен. «Общение это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.) обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной 25 |
переживается, тогда как общественные отношения непосредственно не даны. Поэтому межличностные отношения всегда реальны для человека, а общественные всегда опосредованы. Индивид становится участником общественных отношений постольку, поскольку он является субъектом межличностных отношений. Мы полностью согласны с Г.М. Андреевой, когда она, объясняя место и природу названных отношений, уточняет, «что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений» (1998, с. 89). Но оттого, что общественные отношения непосредственно не даны, не значит, что их роль в системе общения умаляется, ничуть, межличностные отношения входят, как часть в целое, во все общественные отношения (образно говоря, как кровь в системе кровеносных сосудов), и какую в действительности направленность приобретут межличностные отношения, зависит от общественных отношений. Поэтому человек одновременно является субъектом и межличностных отношений, а через них и субъектом общественных отношений, реализующихся в общении. Следовательно, какие бы не были отношения, взаимодействия человека с миром или с другими людьми в рамках общественных или межличностных отношений, индивид, и в этом надо полностью согласиться с А.В. Брушлинским (1988), социален, т.е. обладает изначально социально-субъективной сущностью. Рассмотренные представления различных учёных, научных школ и направлений на проблему дефиниции общения всё это убедительно показывает, насколько сложна, многогранна и актуальна данная проблематика. Приведем одно из сравнительно новых определений общения, которое, на наш взгляд, наиболее полно характеризует названный психический процесс (даём его без сокращения), «Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает 22 планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность» (Психологический словарь, 1996, с. 232 233). В данном определении общения подчеркивается несколько важных узловых моментов, заострим внимание на некоторых из них, которые имеют существенный смысл для нашей работы. Во-первых, общение приобретает в данной формулировке самостоятельное значение и отражает собственную специфическую активность субъекта, связанную с потребностью в контакте с другим человеком. Во-вторых, стремление к общению может иметь решающее значение для совершения совместной деятельности людей. В-третьих, общение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия. Так как человек с самого начала имеет активность, направленную на другого человека, на удовлетворение потребности в контакте с ним, то в процессе общения образуются свойства и качества личности, которые: а) формируются в общении; б) способствуют протеканию процесса общения; в) оказывают, в дальнейшем, существенное воздействие на другие особенности индивида, различные характеристики общения и деятельности в том числе. Одним из таких свойств личности является общительность. Тем самым, следует сразу же акцентировать внимание на разграничении понятий «общение» и «общительность». Общение есть процесс межличностного взаимодействия, а общительность — это индивидуальное свойство личности, которое развивается в ходе общения и приобретает относительно самостоятельное существование в жизнедеятельности человека (А.И. Ильина (1961)). В общем виде можно дать такое определение общительности: это свойство личности, которое характеризуется лёгкостью вхождения в контакт с другими людьми, широким кругом общения, отсутствием замкнутости и обязательно 23 |