(коммуникативная активность). Касательно нашей работы важно то, что он в качестве одного из критериев коммуникативной активности выделяет устойчивость, длительность и динамику проявления коммуникативной активности. Тем самым, он затрагивает проблему индивидуальных проявлений коммуникативной активности и на основе показателей устойчивости, длительности и динамики выделяет ещё два вида активности в общении коммуникативная активность как ситуативное проявление и как интегральное образование личности. В работах А.И. Ильиной [1961] предметом исследования является уже непосредственно индивидуальные особенности общения субъекта, а точнее особенности проявления общительности в связи с подвижностью нервной системы. Она определяет общительность, как свойство личности, которое детерминировано как системой отношений человека, так и свойствами нервной системы. И » опытным путем доказывает, что особенности проявления общительности зависят от подвижности инертности нервной системы. В исследованиях JI.B. Жемчуговой [1987] также экспериментально подтверждается влияние индивидных характеристик субъекта на процесс общения, выражающихся во взаимосвязи общительности с подвижностью, лабильностью и активированностью нервной системы, а также со свойствами темперамента: экстраверсией и пластичностью. Несколько иной точки зрения на природу общительности придерживается А.В. Мудрик [1975]. Он рассматривает общительность не только как свойство личности, но «как сильное развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления» [там же; с. 26]. Общительность в его понимании это, прежде всего, социальная установка (установка на общительность) на участие в процессе общения, которая определяет во многом коммуникативное поведение человека. Общительность, как правило, обусловливает стремление индивида к общению и установлению контактов с тем или иным числом партнёров, но не исчерпывает всей полноты «...социальной установки на другого человека» (выделено А.В. Мудриком) 28 |
это целостная коммуникативная характеристика личности, которая обеспечивает интеграцию деятельности человека с человеком. А.А. Бодалёв (1996), исследуя общение, делает глубокий анализ критериев активности в общении (коммуникативная активность). Важно то,ё что в качестве одного из критериев коммуникативной активности он выделяет устойчивость, длительность и динамику проявления коммуникативной активности. Тем самым, Бодалёв затрагивает проблему индивидуальных проявлений коммуникативной активности, и на основе показателей устойчивости, длительности и динамики выделяет ещё два вида активности в общении — коммуникативная активность как ситуативное проявление и как интегральное образование личности. В работах А.И. Ильиной (1961) предметом исследования являются уже непосредственно индивидуальные особенности общения субъекта, а точнее, особенности проявления общительности в связи подвижностью нервной системы. Она определяет общительность как свойство личности, которое детерминировано как системой отношений человека, так и свойствами нервной системы. И опытным путем доказывает, что особенности проявления общительности зависят от подвижности инертности нервной системы. В исследованиях JI. В. Жемчуговой (1987) также экспериментально подтверждается влияние индивидных характеристик субъекта на процесс общения, выражающихся во взаимосвязи общительности с подвижностью, лабильностью и активированностью нервной системы, а также со свойствами темперамента: экстраверсией и пластичностью. Несколько иной точки зрения на природу общительности придерживается А.В. Мудрик (1975). Он рассматривает общительность не только как свойство личности, но «как сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления» (там же, с. 26). Общительность в его понимании — это, прежде всего, социальная установка (установка на общительность) на участие в процессе общения, которая определяет во многом коммуникативное поведение человека. 25 Общительность, как правило, обусловливает стремление индивида к общению и установлению контактов с тем или иным числом партнёров, но не исчерпывает всей полноты «...социальной установки на другого человека» (выделено А.В. Мудриком) (там же). Н.И Рейнвальд (1974), анализируя происхождение свойств личности, предположила, что в основе таковых лежат диспозиции (латентные установки), формирующиеся в деятельности. Систематическое повторение поведенческих актов, направленных на удовлетворение потребности, приводит к возникновению диспозиции (при условии положительного подкрепления) и в дальнейшем к формированию в деятельности свойств личности. Следовательно, не совсем верно отграничивать свойство личности от установки, т.к. свойство личности первоначально является как латентная установка. Обобщим всё выше сказанное об общительности и её месте в системе психических процессов человека, используя формулировку А.И. Крупнова: «Общительность — это относительно устойчивая система разнообразных признаков, выражающих специфику взаимоотношений между людьми. Она проявляется в поведении, деятельности и в общении человека, определяет их и является их результатом, т.е. формируется в процессе жизнедеятельности человека» (2003, с. 55). 1.2. Общение как фактор развития личности В основе проявления всех без исключения психических образований индивида лежит потребность (потребности), она есть выражение зависимости (нужды) человека от окружающего мира. Нужда в том «... что находится вне его, во внешних предметах или в другом человеке» (C.JI. Рубинштейн, 1999, с. 522). К числу первичных базовых потребностей человека, т.е. таких, которые обеспечивают социальное взаимодействие субъекта с другими людьми и через это влияющих на процесс психического развития человека, становление его как личности, Л.И. Божович (1995) относит, прежде всего, потребность в новых впечатлениях, проявляющаяся в стремлении ребёнка к 26 |