где доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, т.е. характерными маскулинными чертами. Для того, чтобы быть успешной в таком мире, женщина должна имитировать мужское ролевое поведение и отказываться от свойственного ей фемининного типа поведения. При совмещении семейных и внесемейных ролей возникает целый ряд конфликтов и тревог: женщины беспокоятся по поводу того, что наносят детям эмоциональный ущерб, что вынуждены доверить воспитание своих детей другим людям, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, что их брак страдает от всего этого, что их эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела, что они находятся в постоянном цейтноте [О.А. Гаврилица, 1998]. По мнению О.А. Гаврилицы, ролевой конфликт работающей женщины можно рассматривать как один из частных и очень ярких примеров межролевого конфликта личности. Это внутриличностный конфликт, который возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых вовлечена работающая женщина, а также противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей [там же, с. 65]. Известно, что каждое общество и каждая культура вырабатывает свои стереотипы маскулинности и фемининности (от лат. masculinus мужской и femininus женский). Эти нормативные представления о соматических и психических свойствах, характерных для мужчин и женщин, служат нормой для индивида в процессе присвоения им половых ролей и становление половой идентичности человека, как важнейшего его направления. Многие психологи пришли к выводу, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам [Hyde, 1984; Matlin, 1987]. 64 |
причинами смены ролей. Сама деятельность, связаннаяс ответственностью и жесткостью требует от женщин того же. Ф Требования, которые предъявляют к женщине семья и работа, во многом противоречивы. На работе преобладает «этика индивидуализма», т.е; автономии и справедливости, дома —«этика заботы» с ее ценностями альтруизма, самопожертвования, служения ближним [Гурко., Босс П., 1995]! Профессиональную деятельность можно рассматривать как «мужской мир», где доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой^ конкурентоспособностью, т. е. характерными маскулинными чертами. Для того чтобы быть успешной в таком мире, женщина должна имитировать мужское ролевое поведение и отказываться от свойственного ей фемининного типа поведения. При совмещении семейных и внесемейных ролей возникает целый ряд конфликтов и тревог: женщины беспокоятся по поводу того, что наносят детям эмоциональный ущерб, что вынуждены доверить воспитание своих детей другим людям, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, что их брак страдает от всего этого, что их эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела, что они находятся в постоянном цейтноте [Гаврилица О.А.,1998]. По мнению Говрилицы О.А., ролевой конфликт работающей женщины можно рассматривать как один из частных и очень ярких примеров межролевого конфликта личности. Это внутриличностный конфликт, который возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых вовлечена предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей [там же, с.65]. Известно, что каждое общество и каждая культура вырабатывает свои стереотипы маскулинности и фемининности ..#■ (от лат. masculinus — мужской и femininus — женский). Эти нормативные представления о соматических и психических свойствах, характерных для мужчин и женщин; служат нормой* для индивида в процессе присвоения им половых ролей и становление половой идентичности человека; как важнейшего его направления. Многие психологи пришли к выводу, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам [Hyde, 1984; Matlin,1987]. Будрейка Н.Н.[1996], в своей работе утверждает, что в современных исследованиях отечественных социологов, этнографов, сексологов, медиков и биологов определились основные направления анализа половых различий: социальная дифференциация ролей^ связанных с эволюцией общества, прежде всего с социокультурной эволюцией института семьи; Влияние совместной деятельности и образа жизни на генезис половых различий в развитии личности ребёнка, формировании его психологического пола и выработка стратегии воспитания с учётом психологии половых различий; работающая женщина, а также противоречивых требований, 37 предпосылки, но вполне вероятно, что в большей мере они вызваны внешними факторами. Учёные сходятся во мнении, чтоi , I большинство подобных различий между мужчинами и женщинами не обусловлены непосредственно биологическими причинами. Просто мальчики, как правило, играют с машинками и другими механическими игрушками, тогда как девочкам обычно дарят кукол, чтобы они наряжали и причёсывали их. Кроме этого, * замечено, что матери чаще поют колыбельные песни дочерям, чем сыновьям, больше разговаривают с ними, и это, по всей видимости, может способствовать развитию вербальных способностей у девочек по сравнению с мальчиками. К. Кернз и Ш. Беренбиери установили, что половые различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление существуют у детей ещё до полового созревания. Многие психологи пришли к выводу, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам [Hyde,1984; Matlin,1987]. В работе Осман [1982] изучались различия мужчин и женщин в нарушениях правил уличного движения. Оказывается женщины реже, чем мужчины переходят улицу на красный свет первыми, но чаще нарушают правила вслед за более решительным нарушителем. Главный вывод автора сводится к тому, что, повидимому, женщины более податливы к требованиям, запрещающим нарушения правил, но одновременно и более конформны к групповому давлению в подобной ситуации. Кроме этого исследование помогающего поведения, предписываемое |