исследования Е. А. Богославской свидетельствуют о положительной динамике показателей любознательности старшеклассников, что позволяет сделать вывод о продуктивности тренинговых занятий по гармонизации и развитию данного личностного свойства (Е.А. Богославская, 2000). Анализ представленных выше исследований показывает, что в настоящее время сделана попытка системного изучения любознательности как базового свойства личности. На данный момент изучена психологическая структура любознательности, показана возрастная специфика проявления данного свойства, выявлены половые отличия в доминировании различных характеристик любознательности (С. И. Кудинов, 1994-1999); исследовано влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности (Т. А. Гусева, 1998); рассмотрена динамика развития любознательности у учащихся в ходе тренингов (Е. А. Богославская, 2000); зафиксированы национально-психологические особенности проявления данного свойства (Е.В. Базаркина, 2001); установлена взаимосвязь любознательности и творческого мышления у дошкольников Л.В.Шубина (2004). Данные исследования помогают продвинуться в решении проблемы любознательности, однако не снимают всех поставленных вопросов. В частности, они касаются изучения любознательности как условия становления социального интеллекта. Актуализация проблемы социального интеллекта в начале третьего тысячелетия вызвана тем, что в условиях усложнения общественной жизни, ускоряющейся динамики социальных процессов, ломки сложившихся социальных установок, сопровождающей социальные катаклизмы, предъявляются особые требования к способности человека понимать и интерпретировать как происходящие социальные изменения, так и собственное поведение, и поведение других людей. Все это предполагает увеличение компетентности человека при познании социального мира, чего невозможно достичь без развития «грамматики коммуникаций» (Андреева |
Глава 2. Анализ результатов исследования социального интеллекта как системообразующего фактора психологической культуры личности 2.1. Программа и методика эмпирического исследования Проблема исследования. Время, в котором мы живем эпоха перемен. Наше общество осуществляло и до сих пор осуществляет исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные и необратимые радикальные преобразования, которые охватили практически все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную и другие. Поэтому в условиях постоянно изменяющейся социокультурной действительности в целом комплексе гуманитарных наук, в том числе и психологического знания, возрос интерес к культуре человека, в целом, и его психологической культуре, в частности. Именно психологическая культура является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, становления специалиста социальной сферы и управления, организатора и участника функционирования современных коммуникативных систем и интеракций. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности (Ананьев Б.Г., 2001). Актуализация проблемы психологической культуры в начале третьего тысячелетия вызвана тем, что в условиях усложнения общественной жизни, ускоряющейся динамики социальных процессов, ломки сложившихся социальных установок, сопровождающей социальные катаклизмы, предъявляются особые требования к способности человека понимать и интерпретировать как происходящие социальные изменения, так и собственное поведение, и поведение других людей. Все это предполагает увеличение компетентности человека при познании социального мира, чего невозможно достичь без развития «грамматики коммуникаций» (Андреева Г.М., 1999). Все это связано с уровнем развития социального |