Проверяемый текст
Лужбина, Наталья Анатольевна. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (Диссертация 2002)
[стр. 139]

Процесс социального самоопределения это процесс и формирования жизненной перспективы, и становления отношения к труду, и нравственного самосознания.
В качестве главного результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е.
понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Юность решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают его познавательные и эмоционально-личностные предпосылки.
Мировоззрение, как отмечает Е.Е.•Сапогова,
это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности (Сапогова Е.Е., 2001).
В этот период жизни у человека появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире.
Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества.

В периодизациях Д.Б.
Эльконина, Э.
Эриксона переходу от одного возраста к другому, смене условий жизни, ведущей деятельности соответствует изменение иерархического строения системы ценностей.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей.
Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям (Мухина B.C., 2000).
М.С.
Каган считает ценностно-ориентационную деятельность ведущим видом деятельности юношеского возраста (Каган М.С, 1997).
В юности особенно сильна потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как
[стр. 123]

Так, B.C.
Мухина считает, что юность чрезвычайно значимый период в жизни человека.
Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования.
Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни (Мухина B.C., 2000).
Юность, по мнению В.И.
Слободчикова, завершающая стадия ступени персонализации.
«Главные новообразования юношеского возраста саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности» (Слободчиков В.И., 2000, с.
311).
Процесс социального самоопределения —это процесс и формирования жизненной перспективы, и становления отношения к труду, и нравственного самосознания.
В качестве главного результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е.
понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Юность решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают его познавательные и эмоционально-личностные предпосылки.
Мировоззрение, как отмечает Е.Е.

Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности (Сапогова Е.Е., 2001).
В этот период жизни у человека появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире.
Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества.


[стр.,124]

В периодизациях Д.Б.
Эльконина, Э.
Эриксона переходу от одного возраста к другому, смене условий жизни, ведущей деятельности соответствует изменение иерархического строения системы ценностей.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей.
Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям (Мухина B.C., 2000).
+ М.С.
Каган считает ценностно-ориентационную деятельность ведущим видом деятельности юношеского возраста (Каган М.С., 1997).
В юности особенно сильна потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как
серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл.
Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»), юноша ищет глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «приносить пользу») (Сапогова Е.Е., 2001, с.
357).
Способность отсрочить непосредственно удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.
По мнению В.
Франкла, жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком, и то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни) (Франкл В., 1990).
Исходя из всего сказанного, можно заключить, что в юношеском возрасте складываются следующие характеристики ценностных и смысложизненных ориентаций как показатели зрелости личности: иерархичность, системность, гармоничность, согласованность, чёткость, хронологичность.
Юношеский возраст, по Э.
Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуальноличностных выборов, идентификации и самоопределений.
Если юноше не

[Back]