серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»), юноша ищет глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «приносить пользу») (Сапогова Е.Е., 2001, с. 357). Способность отсрочить непосредственно удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, один из главных показателей морально-психологической зрелости человека. По мнению В. Франкла, жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком, и то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни) (Франкл В., 1990). Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуальноличностных выборов, идентификации и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная Ф идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избрание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточится на какойто главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания (Эриксон |
В периодизациях Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона переходу от одного возраста к другому, смене условий жизни, ведущей деятельности соответствует изменение иерархического строения системы ценностей. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям (Мухина B.C., 2000). + М.С. Каган считает ценностно-ориентационную деятельность ведущим видом деятельности юношеского возраста (Каган М.С., 1997). В юности особенно сильна потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»), юноша ищет глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «приносить пользу») (Сапогова Е.Е., 2001, с. 357). Способность отсрочить непосредственно удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, один из главных показателей морально-психологической зрелости человека. По мнению В. Франкла, жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком, и то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни) (Франкл В., 1990). Исходя из всего сказанного, можно заключить, что в юношеском возрасте складываются следующие характеристики ценностных и смысложизненных ориентаций как показатели зрелости личности: иерархичность, системность, гармоничность, согласованность, чёткость, хронологичность. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуальноличностных выборов, идентификации и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избрание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточится на какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания (Эриксон Э., 1996). Д. Маршал выделил четыре этапа развития идентичности, определяемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека. 1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выбрал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. 2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету. 3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим. 4. «Достигнутая, зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешёл от поиска себя к практической самореализации ■ (Колмогорова J1.C., 2001). Н.С. Пряжников при выделении типов самоопределения использовал критерий потенциальной возможности для свободы самореализации. Он называет следующие основные типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, операции, самоопределение на конкретном трудовом посту, |