Проверяемый текст
Лужбина, Наталья Анатольевна. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (Диссертация 2002)
[стр. 30]

человек формируется как культурно-историческое существо, усваивая в ходе своей жизнедеятельности материальные и духовные ценности, созданные другими людьми.
А такие социокультурные факторы, как язык, образование, институт семьи, обычаи, традиции и т.д., являются детерминантами по отношению к уровню и темпам психического (в частности, интеллектуального) развития всех членов общества.

Задачей межкультурных исследований являлось сравнительное изучение особенностей интеллектуальной деятельности представителей разных культур (как правило, представителей западной, или технократической культуры и представителей примитивной, или традиционной культуры).
Эти исследования позволили увидеть природу человеческого интеллекта в новом свете
(JI.
Леви-Брюль, 1994; К.
ЛевиСтросс, 1994; М.
Коул, 1997).
В результате проведенных исследований выяснилось, что культура оказывает свое влияние не на собственно уровень развития интеллекта, а на характер интеллектуальных предпочтений.
Специфика культурной среды проявляется в избирательной организации способностей людей, иными словами, в формировании своего рода познавательного стиля.личности, отражающего требования культуры того общества, в котором живут его представители (Маккоби М., Модиано Н., 1971).
Критерии оценки интеллектуальных возможностей человека, сформулированные в рамках одной культуры (например, западный эталон «сообразительности»), не могут быть механически перенесены в другую культуру.
Кроме того, существование специфических, культурно обусловленных свойств интеллекта не исключает наличия интеллектуальных «универсалий», имеющих своим источником общие потенциальные способности людей и сходные черты их образа жизни.
То есть своеобразие интеллектуальной активности представителей разных культур это различные выражения универсальных законов устройства человеческого разума.
[стр. 39]

последующих.
По сути дела, интеллект это такая когнитивная структура, которая последовательно «вбирает в себя» (интегрирует) все прочие, более ранние формы когнитивных адаптаций.
Если такого рода последовательная интеграция прошлых структур во вновь образовавшиеся структуры места не имеет, то интеллектуальный прогресс ребенка оказывается невозможным.
В частности, Ж.
Пиаже отмечал, что сами по себе формальные операции не имеют значения для развития интеллекта, если они при своем возникновении не опирались на конкретные операции, одновременно и подготавливающие их, и дающие им содержание.
Согласно Ж.
Пиаже, социальная жизнь оказывает влияние на интеллектуальное развитие в силу того, что ее неотъемлемой стороной является социальное объединение, которое требует координации точек зрения различных партнеров по общению, что стимулирует развитие обратимости мыслительных операций в структуре индивидуального интеллекта.
Именно постоянный обмен мыслями с другими людьми, подчеркивает Пиаже, позволяет нам уйти от эгоцентризма, обеспечивает возможность учета разнообразных познавательных позиций.
В свою очередь, именно операциональные структуры, создавая у субъекта пространство для разнонаправленных перемещений мысли, являются предпосылкой эффективного социального поведения в ситуациях взаимодействия с другими людьми (Пиаже Ж., 1994).
По нашему мнению, именно эта интеллектуальная деятельность непосредственно связана с социальным интеллектом.
Представители же социокультурного подхода (Дж.
Брунер, М.
Коул, JI.
Леви-Брюль, К.
Леви-Стросс, А.Р.
Лурия и др.) констатировали, что человек формируется как культурно-историческое существо, усваивая в ходе своей жизнедеятельности материальные и духовные ценности, созданные 4 другими людьми.
А такие социокультурные факторы, как язык, образование, институт семьи, обычаи, традиции и т.д., являются детерминантами по отношению к уровню и темпам психического (в частности, интеллектуального) развития всех членов общества.


[стр.,40]

Задачей межкультурных исследований являлось сравнительное изучение особенностей интеллектуальной деятельности представителей разных культур (как правило, представителей западной, или технократической, культуры и представителей примитивной, или традиционной, культуры).
Эти исследования позволили увидеть природу человеческого интеллекта в новом свете
(Леви-Брюль Л., 1994; Леви-Стросс К., 1994; Коул М., 1997).
В результате проведенных исследований выяснилось, что культура оказывает свое влияние не на собственно уровень развития интеллекта, а на характер интеллектуальных предпочтений.
Специфика культурной среды проявляется в избирательной организации способностей людей, иными словами, в формировании своего рода познавательного стиля личности, отражающего требования культуры того общества, в котором живут его представители (Маккоби М., Модиано Н., 1971).
Критерии оценки интеллектуальных возможностей человека, сформулированные в рамках одной культуры (например, западный эталон «сообразительности»), не могут быть механически перенесены в другую культуру.
Кроме того, существование специфических, культурно обусловленных свойств интеллекта не исключает наличия интеллектуальных «универсалий», имеющих своим источником общие потенциальные способности людей и сходные черты их образа жизни.
То есть своеобразие интеллектуальной активности представителей разных культур это различные выражения универсальных законов устройства человеческого разума.

В ходе межкультурных исследований был обнаружен тот факт, что некоторые типы социокультурной среды способствуют интеллектуальному развитию, по сравнению с другими.
При этом ранняя стабилизация интеллекта в культурно обедненной среде всего лишь означает, что человек не достиг наивысшего уровня развития своих познавательных возможностей.
Считается, что благодаря освоению вербально-логических средств интеллектуальной деятельности индивидуальный опыт через значения слов и логические рассуждения оказывается погруженным в общечеловеческий опыт, при этом, качественно расширяется интеллектуальный мир отдельного

[Back]