В ходе межкультурных исследований был обнаружен тот факт, что некоторые типы социокультурной среды способствуют интеллектуальному развитию, по сравнению с другими. При этом ранняя стабилизация интеллекта в культурно обедненной среде всего лишь означает, что человек не достиг наивысшего уровня развития своих познавательных возможностей. Считается, что благодаря освоению вербально-логических средств интеллектуальной деятельности индивидуальный опыт через значения слов и логические рассуждения оказывается погруженным в общечеловеческий опыт, при этом, качественно расширяется интеллектуальный мир отдельного человека. С другой же стороны, отмечается, что влияние культурного уровня развития имеет и свою регрессивную составляющую. Например, по мере роста уровня образованности у испытуемых увеличивается число оптикогеометрических иллюзий, обедняется словарь наименований цветовых оттенков (Лурия А.Р., 1974). М. Маккоби и Н. Модиано по поводу возможной регрессии интеллектуальных сил личности пишут следующее: «Тенденция детей в 6 лет опираться в основном на восприятие свойственна всем детям независимо от того, живут ли они в Мексике или США, но в процессе дальнейшего развития мексиканский ребенок движется в направлении все большей тонкости восприятия, а североамериканский все больше овладевает операциями абстракции» (Маккоби М., Модиано Н., 1971, с. 312). Из этого следует, что человек, чей интеллект формируется в условиях городской жизни промышленно развитого общества, выигрывает в способности логически рассуждать, категориально формулировать, классифицировать большие объемы сложной информации, но одновременно он теряет остроту восприятия предметно-практических аспектов жизни. Таким образом, наши интеллектуальные возможности не только порождаются культурным контекстом, но и ограничиваются им. В целом критерий развития интеллектуальных возможностей в рамках данного направления связывается с тем, насколько данный субъект освоил |
Задачей межкультурных исследований являлось сравнительное изучение особенностей интеллектуальной деятельности представителей разных культур (как правило, представителей западной, или технократической, культуры и представителей примитивной, или традиционной, культуры). Эти исследования позволили увидеть природу человеческого интеллекта в новом свете (Леви-Брюль Л., 1994; Леви-Стросс К., 1994; Коул М., 1997). В результате проведенных исследований выяснилось, что культура оказывает свое влияние не на собственно уровень развития интеллекта, а на характер интеллектуальных предпочтений. Специфика культурной среды проявляется в избирательной организации способностей людей, иными словами, в формировании своего рода познавательного стиля личности, отражающего требования культуры того общества, в котором живут его представители (Маккоби М., Модиано Н., 1971). Критерии оценки интеллектуальных возможностей человека, сформулированные в рамках одной культуры (например, западный эталон «сообразительности»), не могут быть механически перенесены в другую культуру. Кроме того, существование специфических, культурно обусловленных свойств интеллекта не исключает наличия интеллектуальных «универсалий», имеющих своим источником общие потенциальные способности людей и сходные черты их образа жизни. То есть своеобразие интеллектуальной активности представителей разных культур это различные выражения универсальных законов устройства человеческого разума. В ходе межкультурных исследований был обнаружен тот факт, что некоторые типы социокультурной среды способствуют интеллектуальному развитию, по сравнению с другими. При этом ранняя стабилизация интеллекта в культурно обедненной среде всего лишь означает, что человек не достиг наивысшего уровня развития своих познавательных возможностей. Считается, что благодаря освоению вербально-логических средств интеллектуальной деятельности индивидуальный опыт через значения слов и логические рассуждения оказывается погруженным в общечеловеческий опыт, при этом, качественно расширяется интеллектуальный мир отдельного человека. С другой же стороны, отмечается, что влияние культурного уровня развития имеет и свою регрессивную составляющую. Например, по мере роста уровня образованности у испытуемых увеличивается число оптикор геометрических иллюзий, обедняется словарь наименований цветовых оттенков (Лурия А.Р., 1974). М. Маккоби и Н. Модиано по поводу возможной регрессии интеллектуальных сил личности пишут следующее: «Тенденция детей в 6 лет опираться в основном на восприятие свойствена всем детям независимо от того, живут ли они в Мексике или США, но в процессе дальнейшего развития мексиканский ребенок движется в направлении все большей тонкости восприятия, а североамериканский все больше овладевает операциями абстракции» (Маккоби М., Модиано Н., 1971, с. 312). Из этого следует, что человек, чей интеллект формируется в условиях городской жизни промышленно развитого общества, выигрывает в способности логически рассуждать, категориально формулировать, классифицировать большие объемы сложной информации, но одновременно он теряет остроту восприятия предметно-практических аспектов жизни. Таким образом, наши интеллектуальные возможности не только порождаются культурным контекстом, но и ограничиваются им. В целом критерий развития интеллектуальных возможностей в рамках данного направления связывается с тем, насколько данный субъект освоил содержание соответствующей культуры и в какой мере его интеллект является носителем и реализатором доминирующих культурных ориентации. Констатация культурной природы интеллекта заставляет обратить внимание на целый ряд других вопросов, связанных с механизмами устройства и функционирования индивидуального интеллекта, но рассмотрение этих вопросов не является задачей нашего исследования. В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л.С. Выготского проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного (в целом психического) развития ребенка. Л.С. Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка... Их состав, генетическая структура, способ |