Проверяемый текст
Лужбина, Наталья Анатольевна. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (Диссертация 2002)
[стр. 32]

содержание соответствующей культуры и в какой мере его интеллект является носителем и реализатором доминирующих культурных ориентации.
U Констатация культурной природы интеллекта заставляет обратить внимание на целый ряд других вопросов, связанных с механизмами устройства и функционирования индивидуального интеллекта, но рассмотрение этих вопросов не является задачей нашего исследования.
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций
JI.C.
Выготского проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного (в целом психического) развития ребенка.

JI.C.
Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка...
Их состав, генетическая структура, способ
действия одним словом, вся их природа социальна, даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной» (Выготский Л.С., 1983, с.
146).
Развитие интеллекта ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации интеллектуального контакта с миром в виде счетных палочек, книг, микроскопа и т.п.).
Овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, а также разнообразных средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (различные формы помощи и поддержки со стороны взрослых).
По мнению Л.С.
Выготского, существует принципиальная разница между натуральным интеллектом как продуктом биологической эволюции и исторически возникшей формой человеческого интеллекта, строение которого основано на функциональном употреблении слова.
Поэтому основной механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей.
[стр. 41]

человека.
С другой же стороны, отмечается, что влияние культурного уровня развития имеет и свою регрессивную составляющую.
Например, по мере роста уровня образованности у испытуемых увеличивается число оптикор геометрических иллюзий, обедняется словарь наименований цветовых оттенков (Лурия А.Р., 1974).
М.
Маккоби и Н.
Модиано по поводу возможной регрессии интеллектуальных сил личности пишут следующее: «Тенденция детей в 6 лет опираться в основном на восприятие свойствена всем детям независимо от того, живут ли они в Мексике или США, но в процессе дальнейшего развития мексиканский ребенок движется в направлении все большей тонкости восприятия, а североамериканский все больше овладевает операциями абстракции» (Маккоби М., Модиано Н., 1971, с.
312).
Из этого следует, что человек, чей интеллект формируется в условиях городской жизни промышленно развитого общества, выигрывает в способности логически рассуждать, категориально формулировать, классифицировать большие объемы сложной информации, но одновременно он теряет остроту восприятия предметно-практических аспектов жизни.
Таким образом, наши интеллектуальные возможности не только порождаются культурным контекстом, но и ограничиваются им.
В целом критерий развития интеллектуальных возможностей в рамках данного направления связывается с тем, насколько данный субъект освоил содержание соответствующей культуры и в какой мере его интеллект является носителем и реализатором доминирующих культурных ориентации.
Констатация культурной природы интеллекта заставляет обратить внимание на целый ряд других вопросов, связанных с механизмами устройства и функционирования индивидуального интеллекта, но рассмотрение этих вопросов не является задачей нашего исследования.
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций
Л.С.
Выготского проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного (в целом психического) развития ребенка.

Л.С.
Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка...
Их состав, генетическая структура, способ


[стр.,42]

действия одним словом, вся их природа социальна, даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной» (Выготский J1.C., 1983, с.
146).
Развитие интеллекта ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации интеллектуального контакта с миром в виде счетных палочек, книг, микроскопа и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, а также разнообразных средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (различные формы помощи и поддержки со стороны взрослых).
По мнению Л.С.
Выготского, существует принципиальная разница между натуральным интеллектом как продуктом биологической эволюции и исторически возникшей формой человеческого интеллекта, строение которого основано на функциональном употреблении слова.
Поэтому основной механизм интеллектуального развития ребенка связан сV формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей.

Основной путь развития детских понятий складывается, по Л.С.
Выготскому, из трех основных ступеней в зависимости от изменений характера обобщения значения слова (Выготский Л.С., 1982): 1.
Мышление в синкретических образах.
Первоначально ребенок склонен связывать и подводить под значение слова любые предметы в любых сочетаниях.
Предметы объединяются на основе субъективных представлений самого ребенка по принципу «все связано со всем».
Синкретизм мышления на этом этапе развития проявляется, в частности, в феномене «всевластия мысли», то есть готовности маленького ребенка «объяснить» все что угодно на основе сиюминутного случайного впечатления.
2.
Мышление в комплексах.
Ребенок, пользуясь словом, объединяет предметы уже на основании объективных, действительно существующих между ними связей, но связей конкретных, наглядно-образных и

[Back]