Проверяемый текст
Лужбина, Наталья Анатольевна. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (Диссертация 2002)
[стр. 55]

рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелями которых они являются.
Иначе говоря, изучают
психологию «человека с улицы», как он интерпретирует свое поведение и поведение других» (Ross L.
D., 1977, р.
174).
Теории атрибуции обрели современный вид и терминологию в результате исследований, проведенных в 50-60-х годах XX века.

С точки зрения отечественного психолога Г.М.
Андреевой: «Каузальная атрибуция это не процесс интерпретации поведения людей со стороны научной психологии,
а процесс, совершаемый каждым отдельным человеком, группой в ходе повседневной жизни» (Андреева Г.М., 1979, с.
36).

Можно отметить, что этот процесс обеспечивает социальное приспособление, адаптацию в ходе социализации, так как позволяет предвидеть последствия собственного поведения и поведения окружающих, является показателем уровня развития социального интеллекта.
По мнению Чесноковой О.Б., широкое распространение информационного подхода, новые критерии анализа переработки информации о различных объектах, а также сложность в определении самого понятия социального интеллекта и трудности при подборе адекватных методов исследования привели к тому, что с середины 70 —х годов XX века всю совокупность познавательных процессов, обеспечивающих ориентировку в сфере человеческих отношений, опосредующих поведение в межличностных ситуациях, стали обозначать термином «социальное познание» (Чеснокова О.Б., 1996).
Достаточный интерес представляет модель социального познания Р.Селмана, который разработал теорию принятия социальной роли.
Под принятием социальной роли он понимал развитие способности относиться и к себе, и к другим людям как к субъектам, реагировать на действия окружающих так же, как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей.

Социальный интеллект в его
[стр. 66]

1.
Умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.д.).
2.
Умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция).
3.
Способность к сопереживанию (эмпатия, сочувствие, доброта, уважение к человеку, готовность помочь).
4.
Умение анализировать свое поведение (рефлексия).
5.
Умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль) (Бачманова Н.В., Стафурина Н.А., 1985).
Среди зарубежных авторов проблемой практического интеллекта занимался Р.Дж.
Штернберг, который называл его «интеллектом успеха» (Штернберг Р.Д., 2000).
Л.И.
Уманский определял социальный интеллект как «ирактическипсихологический ум» (Емельянов Ю.Н., 1985).
Также в отечественной психологии проблема практического мышления подробно рассматривается в работе Б.М.
Теплова «Ум полководца», где он раскрывает свое представление о практическом интеллекте.
Наиболее существенным для нашей работы является тезис о единстве основных механизмов мышления, но возможности существования разных форм мышления, что позволяет говорить о практическом и теоретическом уме.
Возникновение разных форм мыслительной деятельности, по мнению Б.М.
Теплова, связано с различием задач мыслительной деятельности человека (Теплов Б.М., 1985).
Необходимо рассмотреть и теории атрибуции, получившие свое развитие в зарубежной социальной психологии, так как они, на наш взгляд, также внесли свой вклад в развитие понятия социального интеллекта.
Как пишет Л.Д.
Росс, «атрибутивные теории изучают попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелями которых они являются; иначе говоря, изучают наивную психологию «человека с улицы», как он интерпретирует свое поведение и поведение других» (Ross L.D., 1977, р.
174).
Теории атрибуции обрели современный вид и терминологию в результате исследований, проведенных в 50-60-х годах XX века.


[стр.,67]

С точки зрения отечественного психолога Г.М.
Андреевой: «Каузальная атрибуция это не процесс интерпретации поведения людей со стороны научной психологии.

Это процесс, совершаемый каждым отдельным человеком, группой в ходе повседневной жизни» (Андреева Г.М., 1979, с.36).
■■ Мы считаем, что этот процесс обеспечивает социальное приспособление, так как позволяет предвидеть последствия собственного поведения и поведения окружающих, и является показателем уровня развития социального интеллекта.
Таким образом, широкое распространение информационного подхода, новые критерии анализа переработки информации о различных объектах, а также сложность в определении самого понятия социального интеллекта и трудности при подборе адекватных методов исследования привели к тому, что с середины 70-х годов XX века всю совокупность познавательных процессов, обеспечивающих ориентировку в сфере человеческих отношений, опосредующих поведение в межличностных ситуациях, стали обозначать термином «социальное познание» (Чеснокова О.Б., 1996).
Одной из наиболее интересных моделей социального познания является модель Р.
Селмана, который разработал теорию принятия социальной роли.
Под принятием социальной роли он понимал развитие способности относиться и к себе, и к другим людям как к субъектам, реагировать на действия окружающих также, как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей.

Р.
Селман выделял пять основных стадий развития социального интеллекта (Райс Ф., 2000).
Социальный интеллект в его понимании это «инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности.
Стадии развития социального интеллекта: нулевая, досоциальная стадия — стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психические, и внешние, физические, принципы поведения.
Заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность;

[Back]