Проверяемый текст
Лужбина, Наталья Анатольевна. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (Диссертация 2002)
[стр. 64]

поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.
Социальная техника общения это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужное для личности русло, в богатстве техники и средств общения.
И высшим критерием проявления социальноинтеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияние на формирование психических свойств окружающих.
М.
И.
Бобнева определяет социальный интеллект в системе социального развития личности.
Механизмом формирования личности
f выступает процесс социализации.
Она понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность.
Формирование человека как представителя данной группы, т.е.

t носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей (Бобнева М.И., 1979).
Принимая во внимание наличие указанных значений, М.И.
Бобнева отмечает, что сама по себе социализация не обеспечивает целостного формирования человека.
И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух
противоположных тенденций типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта.
Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социальнопсихологических свойств.
Примеры второй накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений, и т.д.
[стр. 73]

индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими.
С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социальноперцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуальноличностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими).
* Социальное воображение это способность адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.
Социальная техника общения это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужное для личности русло, в богатстве техники и средств общения.
И высшим критерием проявления социальноинтеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияние на формирование психических свойств окружающих.
М.И.
Бобнева определяет социальный интеллект в системе социального развития личности.
Механизмом формирования личности
выступает процесс социализации.
Она понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность.
Формирование человека как представителя данной группы, т.е.

носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей (Бобнева М.И., 1979).
Принимая во внимание наличие указанных значений, М.И.
Бобнева отмечает, что сама по себе социализация не обеспечивает целостного формирования человека.
И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух


[стр.,74]

противоположных тенденций типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта.
Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социальнопсихологических свойств.
Примеры второй накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д.

Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности, что связано с социальным научением.
В этой связи, М.И.
Бобнева выделила особую потребность личности потребность в социальном опыте.
Она утверждает, что для полноценного развития личности необходимы две формы приобретения социального опыта и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности, что также обеспечивается уровнем сформированности социального■ интеллекта.
Более того, она полагает, что социальный интеллект предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих социальную адекватность личности в условиях макрои микросоциума.
В качестве важнейшей способности выступает и социальное воображение.
Под ним понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения.
Тогда социальный интеллект есть способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере общества.
М.И.
Бобнева считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.
Она доказывает положение о том, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта.
Высокий интеллектуальный уровень является лишь

[Back]