Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности, что связано с социальным научением. В этой связи, М.И. Бобнева выделила особую потребность личности — потребность в социальном опыте. Она утверждает, что для полноценного развития личности необходимы две формы приобретения социального опыта —организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности, что также обеспечивается уровнем сформированности социального интеллекта. Более того, она полагает, что социальный интеллект предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность личности в условиях макро и микросоциума. В качестве важнейшей способности выступает и социальное воображение. Под ним понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения. Тогда социальный интеллект — есть способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере общества. М.И. Бобнева считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. Она доказывает положение о том, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием развития социального интеллекта личности. Он может благоприятствовать или тормозить его развитие, но не замещать и не обусловливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной неадекватностью поведения человека, его установок, ценностей и др. |
противоположных тенденций типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социальнопсихологических свойств. Примеры второй накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности, что связано с социальным научением. В этой связи, М.И. Бобнева выделила особую потребность личности потребность в социальном опыте. Она утверждает, что для полноценного развития личности необходимы две формы приобретения социального опыта и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности, что также обеспечивается уровнем сформированности социального■ интеллекта. Более того, она полагает, что социальный интеллект предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих социальную адекватность личности в условиях макрои микросоциума. В качестве важнейшей способности выступает и социальное воображение. Под ним понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения. Тогда социальный интеллект есть способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере общества. М.И. Бобнева считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. Она доказывает положение о том, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием развития социального интеллекта личности. Он может благоприятствовать или тормозить его развитие, но не замещать и не обусловливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной неадекватностью поведения человека, его установок, ценностей и др. По мнению Е.С. Михайловой (Алешиной), социальный интеллект это интегральная интеллектуальная способность, обеспечивающая успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях, в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии (Михайлова (Алешина) Е.С., 1996). Е.С. Михайлова (Алешина) пишет, что формированию социального интеллекта способствуют не только социальная перцепция, социальная память, социальное мышление, но и социальная сенситивность. Под ней понимается особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям (Емельянов Ю.Н., 1985). «Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатию —способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь символическими средствами (вербальным выражением чувств)» (там же, с. 8). Существует по крайней мере два подхода к определению понятия «сенситивность». Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При выборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сенситивность как на общую способность. Г. Смит выделил четыре компонента сенситивности (Smith Н.С., 1973): |