По мнению Е.С. Михайловой (Алешиной), социальный интеллект — это интегральная, интеллектуальная способность. Обеспечивающая успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях, в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии. Формированию социального интеллекта способствуют не только социальная перцепция, социальная память, социальное мышление, но и социальная сенситивность. Под ней понимается особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям (Михайлова (Алешина) Е.С., 1996). «Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатию способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь символическими средствами (вербальным выражением чувств)» (там же, с. 8). Существует, по крайней мере, два подхода к определению понятия «сенситивность». Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При выборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сенситивность как на общую способность. Г. Смит выделил четыре компонента сенситивности (Smith Н.С., 1973): 1. Наблюдательская сенситивность способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: |
необходимым, но не достаточным условием развития социального интеллекта личности. Он может благоприятствовать или тормозить его развитие, но не замещать и не обусловливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной неадекватностью поведения человека, его установок, ценностей и др. По мнению Е.С. Михайловой (Алешиной), социальный интеллект это интегральная интеллектуальная способность, обеспечивающая успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях, в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии (Михайлова (Алешина) Е.С., 1996). Е.С. Михайлова (Алешина) пишет, что формированию социального интеллекта способствуют не только социальная перцепция, социальная память, социальное мышление, но и социальная сенситивность. Под ней понимается особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям (Емельянов Ю.Н., 1985). «Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатию —способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь символическими средствами (вербальным выражением чувств)» (там же, с. 8). Существует по крайней мере два подхода к определению понятия «сенситивность». Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При выборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сенситивность как на общую способность. Г. Смит выделил четыре компонента сенситивности (Smith Н.С., 1973): 1. Наблюдательская сенситивность способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: а) речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, направленность, частота, продолжительность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация, графические проявления (почерк, рисунок); б) выразительные движения (лица и тела); в) перемещения и позы людей, дистанция между ними, скорость и направление движений, аранжировка в межличностном пространстве; г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки), передача и отнятие предметов, удержание; д) запахи и локализация их источников; е) сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик. Самонаблюдение (интроспекция) также относится к наблюдательской сенситивности. Г. Смит рассматривает наблюдение не как пассивный акт запечатления, замечая при этом, что все, что мы видим и слышим, проходит сквозь призму нашего сознания, и мы получаем в результате то, что хотим получить. Влияние установок, стереотипов, опыта приводит к субъективным искажениям образа «Я» и других людей. Желания, предположения, привычные способы восприятия могут «программировать» наблюдение, фокусируя внимание на ограниченных фрагментах поведения человека. Поэтому развитие навыков отграничения того, что мы слышим и видим, от чувств и мыслей по поводу этого относится к важным задачам тренинга сенситивности. 2. Теоретическая сенситивность рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей; другими словами, изучение различных теорий личности может улучшить наше понимание поведения окружающих и самих себя. Ориентация в различных |