Проверяемый текст
Лужбина, Наталья Анатольевна. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (Диссертация 2002)
[стр. 68]

наличие лишь теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее основе наблюдательской сенситивности может приводить к ошибкам.
3.
Номотетическая сенситивность определяется, как способность понимать типичного представителя той или
инои социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе.
Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.
4.
Идеографическая сенситивность — способность понимать своеобразие каждого человека.
Комментируя этот вид сенситивности, Г.
Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от наблюдательской и теоретической сенситивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей.
Поэтому он определяет идеографическую сенситивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения.
На наш взгляд, идеографическая сенситивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и
номотетическои сенситивности.
В.Н.
Куницына дает следующее определение социального интеллекта: «Социальный интеллект это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности
процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений» (Куницына В.Н., с.
470).
[стр. 77]

теоретических концепциях личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности, безусловно, может усиливать сенситивные возможности, в частности, за счет сокращения ошибок «по невидению» и различных вариантов структурирования наблюдаемых проявлений.
Однако наличие лишь теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее основе наблюдательской сенситивности приводит к ошибкам «по невидению», к тому, что люди начинают с готовностью применять различные теории для объяснения поступков других, не фиксируя тех проявлений отдельного человека или группы, которые не соответствуют их предвзятому восприятию.
3.
Номотетическая сенситивность определяется как способность понимать типичного представителя той или
иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе.
Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.
4.
Идеографическая сенситивность —способность понимать своеобразие каждого человека.
Комментируя этот вид сенситивности, Г.
Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от наблюдательской и теоретической сенситивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей.
Поэтому он определяет идеографическую сенситивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения.
На наш взгляд, идеографическая сенситивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и
номотетической сенситивности.
В.Н.
Куницына дает следующее определение социального интеллекта: «Социальный интеллект это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности


[стр.,78]

процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений» (Куницына В.Н., 2001, с.
470).
Исследователь выделяет четыре аспекта социального интеллекта (там же, с.
470): 1.
Коммуникативно-личностный потенциал комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные качества, как психологическая контактность, коммуникативная совместимость — основной стержень социального интеллекта.
2.
Характеристики самосознания: чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
3.
Социальная перцепция, социальное воображение, социальное мышление: способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей, их движущих мотивов.
4.
Энергетические характеристики: выносливость, активность, истощаемость.
Кроме всего прочего, В.Н.
Куницына выделяет следующие функции социального интеллекта: обеспечение адекватности и адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы успешного взаимодействия, решение текущих задач; планирование межличностных событий и прогнозирование того, как они будут развиваться; расширение социальной компетентности; саморазвитие, самопознание, самообучение, а также мотивационную функцию.
Таким образом, как считает В.Н.
Куницына, «социальный интеллект это индивидуальные задатки способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов» (Куницына В.Н., с.
470).
По мнению О.Б.
Чесноковой: «Социальный интеллект общая познавательная способность, обеспечивающая познание и ориентацию в

[Back]