Проверяемый текст
Лужбина, Наталья Анатольевна. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности (Диссертация 2002)
[стр. 72]

По мнению Куницыной В.Н., социальная компетентность в условиях социальных перемен занимает важное место среди факторов успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах.
Социальной компетентностью является постоянная выработка обновленных сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию.
Основные функции компетентности — социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.
Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социальнопсихологическую компетентность (ориентация в межличностных отношениях), эго-компетентность (знание себя) и собственно социальную компетентность.

Социальный интеллект это глобальная способность
человека на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, которые
обуславливают готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а также интерпретацию информации и поведения, прогнозирование развития межличностных ситуаций, способность, позволяющую в конечном итоге достигать гармонии с собой и окружающей средой (Куницына В.Н., 2001).
Социальный интеллект определяет наличный для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социальных факторов среды уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности.

Одна из главных интегральных функций социального интеллекта — формирование долгосрочных, стабильных взаимоотношений с перспективой развития и положительного взаимовлияния на основе осознания уровня и характера взаимоотношений.
[стр. 77]

теоретических концепциях личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности, безусловно, может усиливать сенситивные возможности, в частности, за счет сокращения ошибок «по невидению» и различных вариантов структурирования наблюдаемых проявлений.
Однако наличие лишь теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее основе наблюдательской сенситивности приводит к ошибкам «по невидению», к тому, что люди начинают с готовностью применять различные теории для объяснения поступков других, не фиксируя тех проявлений отдельного человека или группы, которые не соответствуют их предвзятому восприятию.
3.
Номотетическая сенситивность определяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе.
Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.
4.
Идеографическая сенситивность —способность понимать своеобразие каждого человека.
Комментируя этот вид сенситивности, Г.
Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от наблюдательской и теоретической сенситивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей.
Поэтому он определяет идеографическую сенситивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения.
На наш взгляд, идеографическая сенситивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сенситивности.
В.Н.
Куницына дает следующее определение социального интеллекта: «Социальный интеллект это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности

[стр.,81]

По мнению В.Н.
Кунициной, социальная компетентность в условиях социальных перемен занимает важное место среди факторов успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах.
Социальной компетентностью является постоянная выработка обновленных сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию.
Основные функции компетентности социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.
Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социальнопсихологическую компетентность (ориентация в межличностных отношениях), эго-компетентность (знание себя) и собственно социальную компетентность.

Социальная компетентность понимается как система знаний о социальной и собственной личности, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру.
Социальный интеллект это глобальная способность человека на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт,
включает уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, которые обусловливают готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а также интерпретацию информации и поведения, прогнозирование развития межличностных ситуаций, способность, позволяющую в конечном итоге достигать гармонии с собой и окружающей средой (Куницина В.Н., 2001).
Социальный интеллект определяет наличный для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социальных факторов среды уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности.


[стр.,82]

Одна из главных интегральных функций социального интеллекта формирование долгосрочных, стабильных взаимоотношений с перспективой развития и положительного взаимовлияния на основе осознания уровня и характера взаимоотношений.
Как считает В.Н.
Куницына, «социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность как продукт этого познания (Куницына В.Н., 2001, с.482).
Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что: а) они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен; б) они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений; в) они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены (там же).
Различаются они, по мнению В.Н.
Куницыной, в функциях, способах совершенствования.
Социальную компетентность можно повысить через научение, расширение знаний и опыта, тренинга.
Социальный интеллект можно развивать через формирование личностных и коммуникативных свойств, через самоконтроль, саморегуляцию, тем самым повышая стрессоустойчивость, а, следовательно, снижая тревожность, т.к.
многие трудности, возникающие при общении и в поведении, снимаются.
Оба они на высоких уровнях своего развития проявляются в адекватности, автономности, аутентичности и других свойствах зрелой личности.
В реальном человеческом взаимодействии эти интегральные свойства личности взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга.
В отечественной психологии также сложилось мнение, что социальноперцептивная компетентность, социальный интеллект связаны с решением определенного класса задач в сфере общения.
Так, социальная проницательность раскрывается в быстром и адекватном познании людей и отношений, складывающихся между ними, в способности прогнозировать поведение партнеров.
Социальный интеллект проявляется в способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизненную ситуацию.

[Back]