Проверяемый текст
Дружинин В.Н. Психологические типы семьи. 1995.
[стр. 81]

В психологических работах все типологии моделей семьи, которые бы описывали особенности семьи как целого образования, строятся на основе аномалий, различных отклонений в составе семьи, отношений в семье, стилей воспитания.
Так, по мнению Э.
Арутюнянц (1988г., с.
26-33), чья работа посвящена психологическим типам семьи, существует три варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз.
Основным
требованием является подчинение.
Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикальноорганизованную» общественную структуру.
Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.
Они
безинициативны, ригидны в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка».
Семья существует только для ребенка.
Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям).
Существует «симбиоз» ребенка и взрослого.
В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи.
Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
Очень велик риск социальной дезадаптации и, в
частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Супружеская (демократическая) семья считается нормальной.
Цель в этой семье — взаимное доверие, принятие и автономность
ее членов.
Воспитательное воздействие «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка.
В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше
его интересы учитываются.
Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей,
[стр. 8]

В психологических работах все типологии моделей семьи, которые бы описывали особенности семьи как целого, строятся на основе аномалий, различных отклонений в составе семьи, отношений в семье, стилей воспитания от некоей "нормы", которая совершенно неконкретна и представляет собой некий сусально-гуманистический идеал семьи, где все находятся в гармоничных отношениях равенства, помощи, взаимосотрудничества, и нет никаких конфликтов и проблем.
Этот семейный рай на земле существует лишь в умах так называемых гуманистических психологов.
На мой взгляд, наибольшую ложь о человеке несет гуманистическая психология новая научно-атеистическая религия середины ХХ века.
Несовершенного, грешного человека, который является источником и носителем как добра, так и зла, она представляет в норме возвышенной самоактуализирующейся личностью, которому лишь надо предоставить возможности (снять регламентацию и дать свободу), и он вознесется к вершинам цивилизации и культуры.
В конкретных же исследованиях реальные модели семьи отождествляются с аномальными.
Помимо этого, всю совокупность отношений (в частности детско-родительских) в семье психологи, особенно отечественные авторы, склонны сводить к отношениям мать-ребенок и видеть в них основную причину семейных драм и нарушений личностного развития детей.
Отношения отец-мать зарубежные психологи склонны сводить к отношениям муж-жена, а отечественные либо заимствуют такую трактовку, либо вообще обходят проблему стороной.
Что касается стилей семейного воспитания, 14 то и здесь все сводится к аномалиям в отношениях мать-ребенок.
Эти признаки психологических исследований не случайны, а объясняются глубинной природой культуры, носителями которой являются сами психологи, и через призму которой они смотрят на свой предмет семью.
К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюняна._51 По его мнению существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху-вниз.
Основным
требованиям является подчинение.
Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в "вертикально-организованную" общественную структуру.
Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей.
Они
не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение "счастья ребенка".
Семья существует только для ребенка.
Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх ( от ребенка к родителям).
Существует "симбиоз" ребенка и взрослого.
В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи.
Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
Очень велик риск социальной дезадаптации и, в
частнос____________________________________ _51_0 Арутюнян М.
Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье.
Вильнюс, 1988, с.
26-33.
15 ти, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.


[стр.,9]

Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками.
Цель в этой семье взаимное доверие, принятие и автономность
членов.
Воспитательное воздействие "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка.
В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок тем больше
(?!) его интересы учитываются.
Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей,
гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.
Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.
Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу (т.е.
практически ко всем социальным институтам).
Где и сколько таких семей наблюдал автор, он не уточняет.
Что касается первых двух типов, то они относятся к разным вариантам общехристианской модели семьи, которые в последующих главах этой книги характеризуются как идеальная "божественная" модель христианской семьи и идеальная "земная" модель "Святое семейство".
Третья модель существует только в воображении гуманистических психологов.
Вместе с тем М.Арутюнян проводит очень интересный анализ следствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового распространения этого типа семьи в современном обществе.
Он считает инфантилизм молодежи прямым следствием воспитания в детоцентрической семье.
Причины возникновения детоцентризма на его взгляд следующие: 1) Увеличение продолжительности жизни, совместного существования детского и родительского поколений (в 1,5 раза дольше, чем в XIX веке), существование наедине, когда мать только мать, но 16 не дочь, не больше, чем в XIX веке (22-24 года).
2) Нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, сокращение интергенитальных интервалов.
Практические связи в совместном труде заменяются эмоциональными, а отношения инфантилизируются.
3) Отсутствие четких норм санкционирования отношений родителей и детей, что привело к утрате дистанции между родителями и детьми.
4) Изменения в системе образования: до 17-22 лет детям необходима помощь родителей.
Как эти факторы могут повлиять на изменение структуры подчинения в семье (а в детоцентрической семье доминант ребенок), для меня не ясно.
Аномальная семья предмет особых забот, и является источником проблем; следовательно предмет изучения.
При этом в отечественной научной литературе главное внимание уделяется отношениям матери и ребенка, а чаще грубым вариантам нарушений в развитии ребенка из-за ненормальных условий воспитания.
Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие "роль"._51_0 Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания.
По мнению В.И.Гарбузова существует 3 типа "неправильного воспитания": тип А неприятие, эмоциональное отвержение, тип Б гиперсоциализация, тип В эгоцентрическое воспитание ("кумир семьи").
Особенно чувствителен к отключениям в стиле родительского воспитания подростковый возраст.
У подростка одновременно су___________________________________ _51_0 Спиваковская А.С.
Профилактика детских неврозов.
Комплексная психологическая коррекция.
М.: МГУ, 1988.

[Back]