Классификация, представленная В.Г. Генецинским, безусловно, представляет существенный интерес в рамках исследования проблемы индивидуальности. Однако, на наш взгляд, более перспективной является классификация, предложенная С.П. Цураковой, Т.Е. Косаревской, Н.А. Бурдыко, согласно которой возможно выявить три аспекта изучения индивидуальности человека: индивидуальность как индивидность; индивидуальность как социальные и национальные характеры, этнические стереотипы; индивидуальность как проявление мотивационно-смысловой сферы личности, субъекта деятельности. Наиболее общий подход к оценке индивидуальности человека, согласно С.П. Цураковой, Т.Е. Косаревской, Н.А. Бурдыко (2000) сформулирован Б.Ф. Ломовым. В рамках его концепции, индивидуальность представляет собой систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивость факторов индивидуального развития человека. Индивидуальность как индивидность. Индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого, зависят не только от исторических и культурных условий онтогенеза: проблема индивидуальных различий, как никакая другая, нуждается для своей разработки в привлечении знаний из биологии и генетики. Причем познание индивидуальности может осуществляться на разных уровнях. Так, С.Л. Рубинштейн, отдавая предпочтение «совокупности внутренних условий», выделял в человеческой индивидуальности особенности высшей нервной деятельности, индивидуальные свойства личности, личностные свойства индивида, психические состояния и т.д. Он подчеркивал проявление, очеловечивание, формирование всех свойств индивидуальности в деятельности. Подход С.Л. Рубинштейна обычно обозначается личностным или личностнодеятельностным, однако, взгляд на человека у С.Л. Рубинштейна, как |
феноменологическое, где в целях определения индивидуальности используется признак индивидуальных различий [148; 81; 102; 47]; структурное, в рамках которого пристальное внимание уделяется целосности человека как индивидуальности [95; 36; 15; 135; 44]; направление, акцентирующее внимание на развитии индивидуальности [4; 1]. Классификация, представленная В.Г. Генецинским, безусловно, представляет существенный интерес в рамках исследования проблемы индивидуальности. Однако, на наш взгляд, более перспективной является классификация, предложенная С.П. Дураковой, Т.Е. Косаревской, Н.А. Бурдыко, согласно которой возможно выявить три аспекта изучения индивидуальности человека [158, с.16]: индивидуальность как индивидность [107; 3; 148; 102; 95; 63; 47; 81]; индивидуальность как социальные и национальные характеры, этнические стереотипы [154; 67; 166]. индивидуальность как проявление мотивационно-смысловой сферы личности, субъекта деятельности [83; 90]. Наиболее общий подход к оценке индивидуальности человека, согласно С.П. Дураковой, Т.Е. Косаревской, Н.А. Бурдыко, сформулирован Б.Ф. Ломовым. В рамках его концепции, индивидуальность представляет собой систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивость факторов индивидуального развития человека [88]. Индивидуальность как индивидность. Индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого, зависят не только от исторических и культурных условий онтогенеза: проблема индивидуальных различий, как никакая другая, нуждается для своей разработки в привлечении знаний из биологии и генетики [47]. Причем познание индивидуальности может осуществляться на разных уровнях. Так, С.Л. Рубинштейн, отдавая предпочтение «совокупности внутренних условий», выделял в человеческой индивидуаль ности особенности высшей нервной деятельности, индивидуальные свойства личности, личностные свойства индивида, психические состояния и т.д. Он % подчеркивал проявление, очеловечивание, формирование всех свойств индивидуальности в деятельности. Подход C.JI. Рубинштейна обычно обозначается личностным или личностно-деятельностным, однако взгляд на человека у C.JI. Рубинштейна, как отмечает В.В. Белоус, значительно шире и не ограничивается личностным видением психической реальности: он рассматривает человека как целостную индивидуальность, состоящую из разнопорядковых свойств и подчиняющуюся принципу субординации [15, с.44]. Представления C.JI. Рубинштейна о целостной индивидуальности в дальнейшем были развиты в работах Б.Г. Ананьева [3,4]. Согласно JI.B. Меньшиковой, концепция Б.Г. Ананьева среди исследований, посвященных проблеме индивидуальности, занимает особое место. Основное отличие данной концепции заключается в доминирующей позиции категории возрастного развития: «развитие пронизывает все уровни биологического, психического и социального и составляет определяющее качество индивидуальности» [94, с.26]. Рассматривая проблему индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), Б.Г. Ананьев предлагает не ограничивать представление о человеке как об открытой системе. Понимая справедливость замечания В.М. Бехтерева [18], утверждавшего, что мир строится в форме замкнутых систем, представляя собой особые индивидуальности, Б.Г. Ананьев предложил расценивать человеческую индивидуальность «как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [3, с.236]. Однако «открытость» и «закрытость» системы в равной степени необходимы для ее полноценного функционирования [129, с.29]. Примечательно, что объект познания, человек, рассматривается Б.Г. Ананьевым во всех проявлениях его реальных форм и отношений с дру |