Проверяемый текст
Осекова, Ольга Васильевна. Графологические средства отражения индивидуально-психологических особенностей личности (Диссертация 2003)
[стр. 90]

как индивида (органические потребности, задатки и темперамент); личностный ансамбль свойств, включающий социальные и психофизиологические особенности человека (характер, социальные роли, установки, ценностные ориентации, интеллект, психомоторные, вегетативные и биохимические функции); свойства человека как субъекта деятельности, характеризующего его как деятеля труда, познания и общения (трудоспособность, общая активность и специальные способности, одаренность и талантливость).
Концепция Ананьева уникальна тем, что в ней, возможно, выделить компоненты, представленные в различных направлениях изучения человеческой индивидуальности (если применять к подходам содержательный критерий).
В частности, автором рассматриваются: индивид с двумя контурами регуляции свойств: вертикальным и горизонтальным (теория биологической индивидуальности); понятие об интраиндивидуальной структуре личности (теория интегральной индивидуальности);
представления о социальной индивидуальности (теория социальной индивидуальности).
В дальнейшем идеи и представления Б.Г.
Ананьева получили свое развитие в работах А.А.
Бодалева, А.А.
Крылова, Ю.И.
Забродина, Е.Ф.
Рыбалко, Н.А.
Розе-Грищенко, К.А.
Абульхановой-Славской, И.И.
Резвицкого, В.М.
Русалова и др.
Важно
отметить, что Б.Г.
Ананьев видел в изучении человека в многообразных биосоциальных проявлениях основной путь реализации идей комплексной антропологии.
В этой связи он считал целесообразным всестороннее рассмотрение индивидуальности в плоскости междисциплинарных исследований.
Однако работа Б.Г.
Ананьева и его сотрудников в данном направлении ограничилась аддитивным познанием индивидуальности.
Требовался иной способ постижения объективной истины.
Им оказался системный подход к характеристике индивидуальности,
[стр. 16]

гими явлениями.
То есть категория индивида, личности, субъекта деятельности раскрывается посредством включения человека в многообразные системы, характеризует процесс взаимодействия человека с природой и обществом и не может быть объяснена из самого человека.
Отмечая имеющиеся противоречия между различными формами существования и развития человека, преобразующимися в соответствии с определенными возрастными периодами человеческой жизни, Б.Г.
Ананьев также подчеркивает их единство [4].
В понимании Б.Г.
Ананьева отдельный, единичный человек как индивидуальность представляет собой «единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
Иначе говоря, индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека» [3, с.241].
Этот набор охватывает общесоматические (конституциональные), нейродинамические и функционально-геометрические свойства организма (первичные свойства человека как индивида); вторичные свойства человека как индивида (органические потребности, задатки и темперамент); личностный ансамбль свойств, включающий социальные и психофизиологические особенности человека (характер, социальные роли, установки, ценностные ориентации, интеллект, психомоторные, вегетативные и биохимические функции); свойства человека как субъекта деятельности, характеризующего его как деятеля труда, познания и общения (трудоспособность, общая активность и специальные способности, одаренность и талантливость).
Концепция Ананьева уникальна тем, что в ней возможно выделить компоненты, представленные в различных направлениях изучения человеческой индивидуальности (если применять к подходам содержательный критерий).
В частности, автором рассматриваются: индивид с двумя контурами регуляции свойств: вертикальным и горизонтальным (теория биологической индивидуальности); понятие об интраиндивидуальной структуре личности (теория интегральной индивидуальности);


[стр.,17]

представления о социальной индивидуальности (теория социальной индивидуальности) [3].
В дальнейшем идеи и представления Б.Г.
Ананьева получили свое развитие в работах А.А.
Бодалева, А.А.
Крылова, Ю.И.
Забродина, Е.Ф.
Рыбалко, Н.А.
Розе-Грищенко, К.А.
Абульхановой-Славской, И.И.
Резвицкого, В.М.
Русалова и др.
Важно
сказать, что Б.Г.
Ананьев видел в изучении человека в многообразных биосоциальных проявлениях основной путь реализации идей комплексной антропологии.
В этой связи он считал целесообразным всестороннее рассмотрение индивидуальности в плоскости междисциплинарных исследований.
Однако работа Б.Г.
Ананьева и его сотрудников в данном направлении ограничилась аддитивным познанием индивидуальности.
Требовался иной способ постижения объективной истины.
Им оказался системный подход к характеристике индивидуальности,
базирующийся на интеграции ее основных составляющих и разрабатываемый основателем Пермской психологической школы B.C.
Мерлиным и его последователями [95; 15; 115; 164].
В рамках концепции B.C.
Мерлина исходным элементом индивидуальности выступает индивидуальное свойство человека.
При этом интегральная индивидуальность определяется B.C.
Мерлиным как целостная система индивидуальных свойств человека, включающая три уровня: систему индивидуальных свойств организма, состоящую из трех подсистем (биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства), систему индивидуальных психических свойств (психодинамические индивидуальные свойства и психические свойства личности) и систему социально-психологических свойств, представленную также двумя подсистемами (социальные роли в социальной группе, коллективе и социальные роли в социально-исторических общностях) [95].
Особенность подхода B.C.
Мерлина к проблеме индивидуальности, по словам автора, выражается в постановке и решении следующих задач:

[Back]