Проверяемый текст
Осекова, Ольга Васильевна. Графологические средства отражения индивидуально-психологических особенностей личности (Диссертация 2003)
[стр. 95]

существует достаточно научных оснований), а также установлены связи свойств нервной системы с динамическими, формальными особенностями поведения, а не с содержательной стороной психики.
Индивидуальность как социальные и национальные характеры, этнические стереотипы.
Человеческое поведение организуется во многом на основе принятых в данной культуре образцов, схем, традиций, социальных норм.
Так, этнические стереотипы определяют особенности поведения человека как представителя данной социальной общности.
Один из авторитетов мировой психологической науки Э.Фромм
(1995 с.
321), рассматривая социальный характер как взаимоотношения личности в системе «роль для всех», отмечал: «...человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать».
Отмечая важность потребности приобщенности, преодоления ограниченности собственного существования и других, Фромм акцентирует внимание на том, что данные потребности не имеют
соответствующей физиологической основы.
Основой является практическая жизнь человека, берущая начало из условий его существования.
В философском плане концепция Э.Фромма в качестве главных эмпирических данных для изучения
человеческой сущности рассматривает деятельность человека и особенности его взаимодействия с другими людьми и природой.
В концепции Э.
Фромма подчеркивается дистанцированность человека от первоначального единения с природой, характерного для животного существования.
Обладая разумом и воображением, представитель человеческого рода способен осознать свое одиночество, изолированность, бессилие и случайность своего рождения и смерти.
Отсюда возникает потребность приобщения к другим
животным существам, которая кроется за всеми явлениями, имеющими отношение к человеческим страстям и близким отношениям и удовлетворение которых гарантирует сохранение психического здоровья (там же с.
298).
Наряду с потребностью единения, душевное здоровье человека, по мнению Э.Фромма, в значительной степени
[стр. 21]

физиологических особенностей мозга и нервной системы, а также жизненных обстоятельств и требований деятельности.
Психологические исследования школы Б.М.
Теплова, а именно: исследования В.Д.
Небылицына, JI.A.
Шварца, К.М.
Гуревича, Н.С.
Лейтеса, В.И.
Рождественской, И.В.
Равич-Щербо показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число их комбинаций намного больше, чем это ранее представлялось в лаборатории И.П.
Павлова.
В рамках работы данной школы были выявлены дополнительные свойства нервной системы (лабильность, динамичность, концентрированность), дана иная оценка слабости и инертности нервной системы применительно к человеку.
Определена необходимость изучения свойств нервной системы (а не типов ВНД, для выделения которых еще не существует достаточно научных оснований), а также установлены связи свойств нервной системы с динамическими, формальными особенностями поведения, а не с содержательной стороной психики.
Индивидуальность как социальные и национальные характеры, этнические стереотипы.
Человеческое поведение организуется во многом на основе принятых в данной культуре образцов, схем, традиций, социальных норм.
Так, этнические стереотипы определяют особенности поведения человека как представителя данной социальной общности.
Один из авторитетов мировой психологической науки Э.
Фромм,
рассматривая социальный характер как взаимоотношения личности в системе «роль-для-всех», отмечал: «...человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать» [154, с.321].
Отмечая важность потребности приобщенности, преодоления ограниченности собственного существования и других, Фромм акцентирует внимание на том, что данные потребности не имеют
соотвествующей физиологической основы.
Основой является практическая жизнь человека, берущая начало из условий его существования.
В философском плане концепция Э.
Фромма в качестве главных эмпирических данных для изучения
человече21

[стр.,22]

ской сущности рассматривает деятельность человека и особенности его взаимодействия с другими людьми и природой.
В концепции Э.
Фромма подчеркивается дистанцированность человека от первоначального единения с природой, характерного для животного существования.
Обладая разумом и воображением, представитель человеческого рода способен осознать свое одиночество, изолированность, бессилие и случайность своего рождения и смерти.
Отсюда возникает потребность приобщения к другим
живым существам, которая кроется за всеми явлениями, имеющими отношение к человеческим страстям и близким отношениям и удовлетворение которой гарантирует сохранение психического здоровья [154, с.298].
Наряду с потребностью единения, душевное здоровье человека, по мнению Э.
Фромма, в значительной степени
зависит от реализации потребности в чувстве самотождественности, определяющей насколько индивид выделился из рода, насколько «продвинулся» процесс его индивидуализации.
Э.
Фромм справедливо замечет, что развитие западной культуры должно было бы способствовать раскрытию индивидуального начала в человеке (поскольку были осуществлены попытки экономического и политического освобождения индивида), однако многие люди оказались неспособны достичь индивидуального чувства тождественности.
Развитие индивидуальности, по Фромму, находится в тесной взаимосвязи с социальным окружением человека, при этом большинство людей неспособно достичь индивидуального чувства самотождественности, и оно смещается либо в сторону индентификации с общественным положением, либо в сторону конформизма.
По этому поводу Э.
Фромм пишет: «...развивается новая стадная идентичность, в которой чувство тождественности покоится на чувстве безусловной принадлежности толпе.
Нередко единообразие и сходство не признаются таковыми, а прикрываются видимостью индивидуальности...» [Там же, с.324].
Согласно теории, излагаемой Э.
Фроммом, человечество достигло такого уровня индивидуализации, когда возможность полноценно пользоваться свободой —привилегия лишь развитой, зрелой личности: «если индивид не

[Back]