Проверяемый текст
Шкроб Наталья Валерьевна. Философские основания понятия "информационная реальность" (Диссертация 1999)
[стр. 10]

10 ГЛАВА I.
ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕАЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ § 1.1.
Единство субстанции и акциденций, как методологическое основание формирования субстационального исследовательского подхода Убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием фиксируется в категории бытия, являющейся важнейшей исходной предпосылкой объективного исследования мира.
Понятия
«бытие», «реальность», «действительность», «существование» часто рассматриваются как синонимы, при этом бытие предстает как характеристика мира, раскрывающая его целостность через его существование.
Вопрос о субстанции связан с вопросом о том, что лежит в основе мира.
В переводе с латинского
«зиЫапба» означает «сущность, то, что лежит в основе».
Мир представлен человеку во всем многообразии его форм, поэтому, вопрос о единстве мира вызывал острейшие философские дискуссии.
Представители различных философских школ, направлений, исторических эпох по-разному отвечают
(те же, кто не сомневается в единстве мира, не одинаково объясняют то, каким образом мир един) и вкладывают различное содержание в понятие субстанции; например, представители материального монизма стремятся объяснить мир, исходя из него самого, и признают материю в качестве единственной субстанции.
Понятие акциденции (от латинского
«ассбепиа» случай, случайность) в материалистической философии почти не используется; В.В.Соколов в истории философии выделяет следующие значения понятия: а)понятие акциденции употребляется в смысле несущественного, случайного, преходящего, противопоставляемого субстанциашному; впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, в дальнейшем неоплатоник Порфирий разделил акциденции на отделимые (проявляющиеся временами) и неодолимые (присутствующие постоянно); б) некоторые свойства вещей выделялись схоластами как реальные акциденции'’, объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно присущи [176.
С.32.]
[стр. 12]

12 ГЛАВА 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
§1Л.
Философская традиция изучения единства субстанции и акциденций.
В параграфе ставятся следующие задачи: рассмотреть важнейшие этапы развития философской традиции изучения единства субстанции и акциденций и выяснить сущность указанной философской традиции.
Убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием фиксируется в категории бытия, являющейся важнейшей исходной предпосылкой объективного исследования мира.
Понятия
“бытие”, “реальность”, “действительность”, “существование” часто рассматриваются как синонимы, при этом бытие предстает как характеристика мира, раскрывающая его целостность через его существование.
Вопрос о субстанции связан с вопросом о том, что лежит в основе мира.
В переводе с латинского
“зиЪзЩпЦа” означает “сущность, то, что лежит в основе”.
Мир представлен человеку во всем многообразии его форм, поэтому, вопрос о единстве мира вызывал острейшие философские дискуссии.
Представители различных философских школ, направлений, исторических эпох по-разному отвечают
на этот вопрос (те же, кто не сомневается в единстве мира, не одинаково объясняют то, каким образом мир един) и вкладывают различное содержание в понятие субстанции; например, представители материалистического монизма стремятся объяснить мир, исходя из него самого, и признают материю в качестве единственной субстанции.
Понятие акциденции (от латинского
“асабепйа” случай, случайность) в материалистической философии почти не используется; В.
В.
Соколов в истории философии выделяет следующие значения понятия: а) понятие акциденции употребляется в смысле


[стр.,13]

13 несущественного, случайного, преходящего, противопоставляемого субстанциальному; впервые встречается в “Метафизике” и “Физике” Аристотеля, в дальнейшем неоплатоник Порфирий разделил акциденции на отделимые (проявляющиеся временами) и неотделимые (присутствующие постоянно); б) некоторые свойства вещей выделялись схоластами как “реальные акциденции”, объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно присущи [176, С.
32.].

Следует отметить, что понятия “зиЪз1апЦа” и “асс1с1еШ1а”, которыми оперируют средневековые философы, являются латинскими переводами с древнегреческих терминов “оуз1а” (сущность, бытие, субстанция), “Ьурокеипепоп” (субстрат, подлежащее, субъект; буквально “лежащее в основе”) и введенного Аристотелем в “Метафизике” понятия привходящего (случайного) свойства “зутЪеЬекоз” (или свойство по совпадению) соответственно.
На первом этапе становления философской традиции единства субстанции и акциденций происходило формирование категориального аппарата для изучения мира как субстанции в трудах античных философов.
Бертран Рассел считает, что истоками понятия “субстанция” следует считать учение Парменида о неразрушимости субстанции, точнее говоря, это учение было воспринято последующей философией, и в ней используется пока не сам термин “субстанция”, а лишь соответствующее понятие; “под субстанцией,заключает Рассел,стали понимать постоянный (регз1з1еп1) субъект различных предикатов” [158, С.
65.].
По мнению В.В.
Богданова, впервые необходимые предикаты для понятия, близкого по значению к категории субстанции, сформулировал Платон он использовал термин “оуз1а”; Аристотель наряду с терминами “оуз1а” и “Ьурокетепоп” применял понятия “форма” и “природа” [27, С.
7.].
Понятия, которые будут существенны для данного исследования, мы начнем рассматривать с некоторых положений метафизики Платона, а именно, с понятия идеи и созданного им мира Идей.
Идея

[Back]