132 З А К Л Ю Ч Е Н И Е Данное диссертационное исследование вызвано становлением экологоинформационной цивилизации, необходимостью освоения экологоинформационной реальности, стремлением разработать теорию, позволяющую осветить единство мира в информационном плане, в этой связи актуальным оказывается изучение центральной идеи информологии информационной реальности, предстающей в познании в виде эколого информационной формы движения материи. Одним из исходных понятий в диссертационном исследовании выступает понятие «мир». Мир изучается с различных точек зрения: во-первых, как то, что представлено бытием и существованием; существует в действительности или в возможности, как совокупность всего сущего; во-вторых, мир рассматривается представленным материальным содержанием, и, в-третьих, в настоящее время нередко мир рассматривается как совокупность (в некотором роде тождество) материальною, духовного, и в этой системе оказывается реальным и идеальное (как существующее в сознании и зависящее от сознания). Мир, таким образом, это все то, что характеризуется признаками существования и бытия: бытие всегда непосредственно, существование же всегда опосредствовано. Характеристикой бытия и существования мира выступает понятие реальности, а поэтому можно сказать, что понятие реальности выступает как характеристика меры мира. В основу данного исследования положены три фундаментальных принципа диалектики, которые выступают как основополагающие принципы учения о бытии: принцип единства мира, принцип развития и принцип детерминизма. Все явления мира существуют во взаимосвязи; всеобщая связь явлений лежит в основе представлений о всеобщей обусловленности объективных явлений, что и выступает основным содержанием принципа детерминизма. Принципы диалектики также взаимосвязаны между собой, в частности, всеобщая связь явлений обнаруживает себя в качестве аспекта единства мира и, с другой стороны, источником и следствием его развития, а значит, и единство мира, и его развитие воплощаются в детерминизме. |
143 Заключение. Данное диссертационное исследование вызвано становлением информационной цивилизации и информационного общества; необходимостью освоения информационной реальности; стремлением разработать теорию, позволяющую осветить единство мира в информационном плане, в этой связи актуальным оказывается изучение центральной идеи информологии информационной реальности. Одним из исходных понятий диссертационного исследования выступает понятие “мир”. Мир изучается с различных точек зрения: вопервых, как то, что представлено бытием и существованием; существует в действительности или в возможности, как совокупность всего сущего; вовторых, мир рассматривается представленным материальным содержанием, и, в-третьих, в настоящее время нередко мир рассматривается как совокупность (в некотором роде тождество) материального, духовного, и в этой системе оказывается реальным и идеальное (как существующее в сознании и зависящее от сознания). Мир, таким образом, это все то, что характеризуется признаками существования и бытия: бытие всегда непосредственно, существование же всегда опосредствовано. Характеристикой бытия и существования мира выступает понятие реальности, а потому можно сказать, что понятие реальности выступает как характеристика меры мира. В основу данного исследования положены три фундаментальных принципа диалектики, которые выступают как основополагающие принципы учения о бытии: принцип единства мира, принцип развития и принцип детерминизма. Все явления мира существуют во взаимосвязи; всеобщая связь явлений лежит в основе представления о всеобщей обусловленности объективных явлений, что и выступает основным содержанием принципа детерминизма. Принципы диалектики также взаимосвязаны между собой, в частности, всеобщая связь явлений 144 обнаруживает себя в качестве аспекта единства мира и, с другой стороны, источником и следствием его развития, а значит, и единство мира, и его развитие воплощаются в детерминизме. В работе сформулирован субстанциальный исследовательский подход для решения задачи дифференциации реальностей мира, имеющий своим истоком вековую философскую традицию изучения мира в качестве единства субстанции и акциденций, начало которой положили труды Аристотеля. В средневековой схоластике формируется традиция изучения субстанции мира в неразрывной связи с его акциденциями, придающими субстанции бытие в некоторых различных качествах. В субстанциальном исследовательском подходе субстанция понимается в контексте спинозовского представления о субстанции как саиза зш “причине самой себя”. Мир как субстанция существует сам по себе (то есть он самообусловлен), обладает независимым существованием, то есть не нуждается ни в чем ином для своего существования (то есть мир самодостаточен). В Новое время утверждается идея о взаимосвязи, единстве субстанции и движения, а также представление о единстве субстанции и акциденций связывают с явлением развития. Движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования, и акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи; внутренняя связь движения и развития заключена в активности субстанции. Посредством движения субстанция задает единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления и развития мира, и тогда в понятии акциденции (Ь-зхом -слу^ше) заключены следствия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя. Исследовательский подход определяет соответствующий аспект мира, и, принятый к изучению, подход, таким образом, указывает ту акцидентальность мира, в свете которой будет исследоваться данный |