133 В работе сформулирован субстанциальный исследовательский подход для решения задачи дифференциации реальностей мира, имеющий своим истоком вековую философскую традицию изучения мира в качестве единства субстанции и акциденций, начало которой положили труды Аристотеля. В средневековой схоластике формируется традиция изучения субстанции мира в неразрывной связи с его акциденциями, придающими субстанции бытие в некоторых различных качествах. В субстанциальном исследовательском подходе субстанция понимается в контексте спинозовского представления о субстанции как саиза $ш «причине самой себя». Мир как субстанция существует сам по себе (то есть самобусловлен), обладает независимым существованием, то есть не нуждается ни в чем ином для своего существования (то есть мир самодостаточен). В Новое время утверждается идея о взаимосвязи, единстве субстанции и движения, а также представление о единстве субстанции и акциденций связываю! с явлением развития. Движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования, а акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи; внутренняя связь движения и развития заключена в активности субстанции. Посредством движения субстанция задает единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя. Субстанциальный исследовательский подход своим философским основанием имеет положение о единстве субстанции и акциденций и предполагает рассмотрение предмета исследования в двух аспектах: как субстанции, олицетворяемой разными реальностями и как тождество (единство) акциденций. Мир, согласно субстанциальному исследовательскому подходу, представляет собой тождество субстанции и акциденций. Субстанциональный исследовательский подход определяет соответствующий аспект мира, и, принятый к изучению, подход, таким образом, указывает ту акциденциатьность мира, в свете которой будет исследоваться данный аспект. Способом и конкретной формой реализации подхода выступает метод. |
62 констатирующий наличие единой и единственной субстанции и многообразия ее акциденций, предполагает рассмотрение субстанции в единстве с ее акциденциями. Таким образом, в XVIII веке представление о единстве субстанции и акциденций начинают связывать с явлением развития, хотя предпосылки для того были и ранее. Субстанция, развитие и движение неразрывны: движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования; внутренняя связь движения и развития заключена в субстанции. Акциденции являются способами существования конкретных проявлений субстанции, и, следовательно, акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи. Субстанция в этом понятии воплощена идея вечности, неизменности мира, в том числе, вечности движения проявляет свое существование в акциденциях и через акциденции, в понятии субстанции отражается понимание единства мира. При этом субстанция обнаруживает себя в этом единстве через движение; именно посредством движения субстанция задает единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления и развития мира, и тогда в понятии акциденции заключены следствия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя. Подход определяет и указывает интересующее исследователя акцидентальное содержание мира; конкретными способами реализации подхода выступают исследовательские методы, которые представляют собой совокупность принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих научную деятельность исследователя. Подход определяет также контекст единства движения и развития. Субстанциальный исследовательский подход своим философским основанием имеет положение о единстве субстанции и акциденций. Этот 144 обнаруживает себя в качестве аспекта единства мира и, с другой стороны, источником и следствием его развития, а значит, и единство мира, и его развитие воплощаются в детерминизме. В работе сформулирован субстанциальный исследовательский подход для решения задачи дифференциации реальностей мира, имеющий своим истоком вековую философскую традицию изучения мира в качестве единства субстанции и акциденций, начало которой положили труды Аристотеля. В средневековой схоластике формируется традиция изучения субстанции мира в неразрывной связи с его акциденциями, придающими субстанции бытие в некоторых различных качествах. В субстанциальном исследовательском подходе субстанция понимается в контексте спинозовского представления о субстанции как саиза зш “причине самой себя”. Мир как субстанция существует сам по себе (то есть он самообусловлен), обладает независимым существованием, то есть не нуждается ни в чем ином для своего существования (то есть мир самодостаточен). В Новое время утверждается идея о взаимосвязи, единстве субстанции и движения, а также представление о единстве субстанции и акциденций связывают с явлением развития. Движение и развитие являются атрибутами субстанции и способами ее существования, и акцидентальность движения представлена многообразием форм движения материи; внутренняя связь движения и развития заключена в активности субстанции. Посредством движения субстанция задает единство мира. Одновременно понятие субстанции закрепляет в себе условия обновления и развития мира, и тогда в понятии акциденции (Ь-зхом -слу^ше) заключены следствия обновления, генезиса мира, его источника, развития субстанции как причины самой себя. Исследовательский подход определяет соответствующий аспект мира, и, принятый к изучению, подход, таким образом, указывает ту акцидентальность мира, в свете которой будет исследоваться данный 145 предмет. Способом и конкретной формой реализации подхода выступает метод, предполагающий наличие определенных принципов, норм, приемов исследовательской деятельности. Субстанциальный исследовательский подход своим философским основанием имеет положение о единстве субстанции и акциденций и предполагает рассмотрение предмета исследования в двух аспектах: как субстанции, олицетворяемой разными реальностями и как тождество (единство) акциденций. Мир, согласно субстанциальному исследовательскому подходу, представляет собой тождество субстанции и акциденций. В категориальный аппарат субстанциального исследовательского подхода входит понятие “реальная акциденция”, которое выступает первичной характеристикой относительной самостоятельности акциденции, то есть акциденция имеет свою меру; понятие же реальности предполагает единство двух мер меры движения и меры акцидентальности. Поскольку мир, двигаясь, развивается и, развиваясь, движется, то можно классифицировать реальности по признаку развития. В то же время движение выступает как характеристика единства мира, следовательно, акцидентальность движения, проявляющаяся в наличии разных форм движения материи, может выступить основанием для классификации реальностей по признаку единства мира. Исходя из субстанциального исследовательского подхода, различаются две группы реальностей: первая реальности субстанциального плана, реальности бытия, и вторая группа реальности акцидентального плана, реальности существования. Реальности бытия показывают, что субстанция представлена в плане единства мира как объективная реальность (в которой раскрывается материальное единство мира, его неизменность в этом плане) и в плане развития как совокупная |