13$ вует материальное единство мира и всеобщая связь явлений. Всеобщая связь прерывна и непрерывна, конечна и бесконечна; прерывистость всеобщей связи выражается в том. что она представлена отдельными, различными связами и отношениями, их многообразием. Связь, обладающая рядом признаков, а именно, существенностью, необходимостью, всеобщностью, устойчивостью определяется как закон. Исследование той или иной реальности мира предполагает изучение объективных законов и формулирование соответствующих им законов науки (той или иной степени общности), в частности законов о связи меры движения и меры акцидентальности. Так, одним из основных законов механической реальности выступает закон науки о связи силы как меры механического движения и массы как меры механической акцидентальности, закон науки о связи энергии (меры физического движения) и энтропии (меры физической акцидентальности) является одним из основных законов физической реальности. На пути изучения информационной реальности разрабатывается идея информационного движения, которое выражается, в частности, в хранении, переработке, передаче и т.д. информации. Имеет место соответствующая мера информационного движения, для характеристики которой было введено понятие «информатив». Данная мера находится в связи с особыми мерами акцидентальности, отраженными в понятиях «информационная энтропия» (которое характеризует неорганизованность движущейся материи в информационном аспекте) и «негзнтропия» (под которой понимается организованность). Эт>' связь также можно рассматривать как закон науки. При изучении информационной реальности был сформулирован негэнторопииныи принцип информационной реальности, который раскрывает противоречивость мира представленного процессами организации и дезорганизации, и уточняет связь меры информационного движения (информатива) и мераы информационной акцидентальности (информационной энтропии) по типу закона науки. В понятии информационной энтропии нашел отражение тот факт, что информационные процессы, происходящие в мире, присущи как материальному, так и идеальному, и это отображается в одном из следствий субстанциального |
146 реальность (в которой мир раскрывается как развивающийся, изменяющийся). Реальности существования, в свою очередь, различаются, исходя из концепции форм движения материи: по принципу развития мира различается пять основных реальных акциденций механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная реальности. По принципу единства мира выделяются две основные реальные акциденции технологическая и информационная реальности, раскрывающие единство мира в технологическом и информационном плане соответственно. Единство мира раскрывается многообразием сторон, в частности, существует материальное единство мира и всеобщая связь явлений. Всеобщая связь прерывна и непрерывна, конечна и бесконечна; прерывность всеобщей связи выражается в том, что она представлена отдельными, различными связями и отношениями, их многообразием. Связь, обладающая рядом признаков, а именно, существенностью, необходимостью, всеобщностью, устойчивостью определяется как закон. Исследование той или иной реальности мира предполагает' изучение объективных законов и формулирование соответствующих им законов науки (той или иной степени общности), в частности законов о связи меры движения и меры акцидентальности. Так, одним из основных законов механической реальности выступает закон науки о связи силы как меры механического движения и массы как меры механической акцидентальности, закон науки о связи энергии (меры физического движения) и энтропии (меры физической акцидентальности) является одним из основных законов физической реальности. На пути изучения информационной реальности разрабатывается идея информационного движения, которое выражается, в частности, в хранении, переработке, передаче и т. д. информации. Имеет место соответствующая мера информационного движения, для характеристики 147 которой было введено понятие “информатив”. Данная мера находится в связи с особыми мерами акцидентальности, отраженными в понятиях “информационная энтропия” (которое характеризует неорганизованность движущейся материи в информационном аспекте) и негэнтропия (под которой понимается организованность). В понятии информационной энтропии нашел отражение тот факт, что информационные процессы, происходящие в мире, присущи как материальному, так и идеальному, и это отображается в одном из следствий субстанциального исследовательского подхода мир как субстанция выступает в единстве его акциденций (материального и идеального). При изучении информационной реальности Н. М. Чуриновым был сформулирован негэнтропийный принцип информационной реальности, который раскрывает противоречивость мира, представленного процессами организации и дезорганизации, и его можно определить как принцип развития информационной реальности. В диссертации этот принцип уточняется в следующих отношениях: во-первых, определяет природу информационной реальности и на указывает на связь информатива и информационной энтропии как закон науки; во-вторых, информатив как мера информационного движения раскрывает внутреннюю связь движения и раз вития информационной реальности; информационная энтропия раскрывает содержание информационной реальности с той стороны, которая представлена развитием; в-третьих, выступает характеристикой единства меры информационного движения и мер информационной акцидентальности. Исходя из субстанциального исследовательского подхода и негэнтропийного принципа информационной реальности, под информационной реальностью понимается реальная акциденция, раскрывающая единство мира, представленное диалектикой энтропии |