19 средневековой философии. Учение арабского мыслителя Ибн-Рошда (1126 г. 1198 г.) (аверроизм), оказало значительное влияние на западноевропейскую средневековую философию. В центре аверроизма находится натуралистическое учение Аристотеля, Ибн-Рошд (Аверроэс) развил материалистическую тенденцию аристотелевского учения. Для данного исследования важно отметить лишь некоторые моменты его учения. В частности, он полагал, что: 1) материальный мир безначален и бесконечен во времени, но ограничен в пространстве (мир не сотворен богом «из-ничего», бог вечен, как и природа). 2) Движение вечно и непрерывно, так как каждое новое движение вызывается предшествующим; но движение нуждается в субстрате, вечный и универсальный субстрат движения материя; первоматерия не возникла и не уничтожается; переход из абсолютного небытия в бытие невозможен. 3) всякое движение, изменение, возникновение и разрушение находятся «в возможности» в материи; сама материя есть всеобщая «возможность быть». «Формы заключены потенциально в самой материи. «Действующая сила» только приводит возможность в действие. Но по отношению к вечности, утверждал Ибн-Рошд, нет различия между тем, что возможно, и тем что есть, ибо в аспекте вечности все возможное в конечном счете должно перейти в действительность» [76, с.232]. 4) Время существует только благодаря движению, и лишь при помощи перемен возможно измерение времени. Наряду с материалистическими моментами можно отметить и некоторые идеалистические элементы в аверроизме, поскольку шло осмысление того, что мир существует не только как чувственно познаваемый, но и как умственно постигаемый. Во-первых, божество это мыслящая себя самое мысль, это идеальная «конечная причина», а всякое движение есть стремление к лучшему, к совершенству. Во-вторых, учение о едином, всеобщем и объективном интеллекте человеческого рода в целом; этот всеобщий разум, как выражение непрерывной и преемственной духовной жизни человечества, вечен и бессмертен; индивиду |
29 что содержится в идее (то есть, по сути, смысл идеи) является моделью для воплощения в материальном мире. Ибн-Туфейль (Абубацер), живший в конце XII века, полагает, что человек (сам, без божественного откровения) познает в разнообразии вещей общее начало, которое их объединяет. По его мнению, все существа разнообразны благодаря своим акциденциям и едины благодаря своей истинной сущности; но, с другой стороны, существо (к примеру, собственное существо человека) едино, хоть члены его множественны, но соединены друг с другом неразрывно, следовательно, нужно их рассматривать как нечто единое; делает же человека единым дух, и он является истинной сущностью человека. Далее Ибн-Туфейль делает вывод о единстве вселенной, уподобляя небесную сферу одушевленному организму, и признает существование деятельного начала, которое охраняет мир и придает ему движение. Это существо (бог) не есть ни тело, ни способность тела, а форма вселенной [70, С. 230-231.]. Итак, по мнению Ибн-Туфейля, существует единое деятельное начало мира (то есть Бог), являющееся источником движения. А также существуют различные существа, и разнообразие между ними создается акциденциями, но в себе эти существа едины благодаря сущности (как у Аристотеля). Учение арабского мыслителя Ибн-Рошда (1126 г. 1198 г.) (аверроизм), оказало значительное влияние на западноевропейскую средневековую философию. В центре аверроизма находится натуралистическое учение Аристотеля, Ибн-Рошд (Аверроэс) развил материалистическую тенденцию аристотелевского учения. Для данного исследования важно отметить лишь некоторые моменты его учения. В частности, он полагал, что: 1) материальный мир безначален и бесконечен во времени, но ограничен в пространстве (мир не сотворен богом “из-ничего”, бог вечен, как и природа). 2) Движение вечно и непрерывно, так как каждое новое движение вызывается предшествующим; но движение нуждается в субстрате, 30 вечный и универсальный субстрат движения материя; первоматерия не возникла и не уничтожается; переход из абсолютного небытия в бытие невозможен. 3) всякое движение, изменение, возниковение и разрушение находятся “в возможности” в материи; сама материя есть всеобщая "возможность быть”. '‘Формы заключены потенциально в самой материи. "Действующая сила” только приводит возможность в действие. Но по отношению к вечности, утверждал Ибн-Рошд, нет различия между тем, что возможно, и тем, что есть, ибо в аспекте вечности все возможное в конечном счете должно перейти в действительность” [70, С. 232.]. 4) Время существует только благодаря движению, и лишь при помощи перемен возможно измерение времени. Наряду с материалистическими моментами можно отметить и некоторые идеалистические элементы в аверроизме, поскольку шло осмысление того, что мир существует не только как чувственно познаваемый, но и как умственно постигаемый. Во-первых, божество это мыслящая себя самое мысль, это идеальная "конечная причина”, а всякое движение есть стремление к лучшему, к совершенству. Во-вторых, учение о едином, всеобщем и объективном интеллекте человеческого рода в целом; этот всеобщий разум, как выражение непрерывной и преемственной духовной жизни человечества, вечен и бессмертен; индивидуальный человеческий разум гибнет вместе с индивидом [70, С. 233.]. Как отмечают авторы 4-х-томной "Истории философии”, философы-перипатетики Ирана считали, что движение существует только в четырех акциденциях качества, количества, места и положения. Садра Ширадский, иранский философ первой половины XVII века, в отличие от них, утверждал, что движение должно происходить в сущности, субстанции тела. Акциденции носят подчиненный, а не самостоятельный характер, и Садра доказывал, что |